мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

И с каннибалами, оказалось, можно жить... если захочешь!

В один из дней пребывания в племени короваев мы ощутили какое-то особое приподнятое настроение. К этому времени мы уже не замечали нечеловеческих условий жизни в джунглях, а все больше реагировали на малейшие изменения настроения папуасов и окружающей нас природы. Ушло все наносное – гаджеты, электронные устройства, зависимость от сетей. От понимания этого дышать становилось легче, несмотря на все еще присутствующий физический дискомфорт от несносной духоты, влажного тумана и всепоглащающей жары.

Стойбище короваев, на Южном склоне горного хребта Новой Гвинеи — Маоке, местечко Дикае, исключительно из соображений безопасности было представлено хижинами на деревьях высотой более 50 метров. 

Еще совсем недавно такие дома строили во время межплеменных войн, хотя войны эти носили локальный характер без обязательной для всех войн характеристики – экспансии, иными словами, происходили в основном для унижения врага (путем похищения их женщин) и убийства, а не для захвата территории и уничтожения вражеского племени. Поскольку белковой пищи, как я уже говорил, совсем мало, неудивительно, что человеческая плоть поверженного врага была хорошей наградой. Сейчас племена живут сравнительно дружно, поскольку используют разный ресурс: асматы питаются тем, что дает река, а короваи тем, что есть в лесу. В одном таком, защищенном во всех смыслах, доме на дереве, обычно селится семья из 5 человек. Живут 2-3 года на одном месте, питаясь из расчета - одна саговая пальма на две недели жизни, когда все пальмы съедены, переходят в другое место и все повторяется заново.

Кроме домов на верхушках деревьев, на земле был сооружен длинный навес, в котором гостеприимно горел костер, как выяснилось, он используется для праздников.

Нас ждал Праздник совместного поедания... нет, не белокожих гостей, а всего лишь личинок сагового долгоносика – жука довольно крупных размеров, который в саговой пальме откладывает личинки, являющиеся лакомством для лесных короваев. Но, обо всем по порядку... 

Племя встретило нас дружелюбно, поскольку они рады были вновь увидеть Антона (нашего проводника, он в черной краске на фото), который также не скрывал своей радости от возможности побывать среди родных. Во всяком случае так нам казалось, хотя у короваев совсем нет родственных связей.

Итак, нам предстояло принять участие в приготовлении основы питания короваев – лепешек из муки пальмы саго с личинками. Ммм...

Выбрав подходящую пальму, всем племенем принялись за дело.

Кто-то работал в поте лица, а кто-то наблюдал, все как у нас...

Несмотря на каменные орудия труда (от предложенного нами топора короваи отказались), пальма была побеждена примерно за час под общие улюлюканье и радость. С шумом цепляющихся за нее лиан и веток других деревьев она рухнула...

 

В этом действе было что-то особенное – маленькие, хоть и ловкие, слаженно действующие в суете и издаваемых нечеловеческих звуках, словно лилипуты вокруг Гулливера, они неспешно, как и многие тысячи лет, уверенно готовили себе еду.

Приступили к разделке "добычи", в ходе которой 10-метровый ствол был освобожден от мохнатой и местами очень колючей коры.

Надо сказать, что вся пальма идет в использование и тем самым ценность её для лесных жителей крайне высока. Это и пища – саговая мука, и строительный материал – стены, полы и крыша хижин, желоба для ловли рыб и импровизированного водопровода, листья используют в качестве посуды, а кору в качестве воинского щита. 

А тем временем на свежий срез пальмы уже торопится прилететь саговый долгоносик.

Жук не заставил себя просить дважды, и через несколько минут срез пальмы был обжит этим насекомым.

Я тоже решил попробовать мякоть, тем более, что к этому времени изрядно проголодался. Довольно вкусно, напоминает сладкую репу.

На звуки падающей пальмы из леса пришли женщины и дети, когда они вышли, мне почему-то захотелось их увидеть глазами первопроходцев...

Некоторые местные на появление женщин реагировали не менее искренним удивлением.

Вообще, у мужчин-короваев жизнь не проста: постройка дома, охрана племени, рубка пальм саго. Кстати, пока шла разделка пальмы дети стояли в ожидании вкуснятины, а женщины задумчиво курили... 

Позже стала понятна их задумчивость.

Женщина выполняет почти всю работу, необходимую для выживания семьи – приготовление муки, поиск личинок из саговой пальмы, ловлю рыбы, воспитание маленьких детей.

Вооружившись молотками из бамбука, женщины начали дружно, подбадривая себя песней, долбить мякоть ствола, быстро получая саго-муку,

 

которую складывали в торбу и уносили к уже приготовленным корытам.

Мужчины с неподдельным интересом наблюдали за этим действом.

 

Но, как учит история, рано или поздно это надоедает работающим и... в позе революционера звучат лозунги. :)

После которых, усовершенствовав орудие труда, за дело берутся мужчины! Вот Антон. Несколько месяцев назад Антон оставил свое племя в поисках другой жизни. Теперь он носит одежду, зарабатывает небольшие деньги, ест рис, а не насекомых. Но со своими родственниками Антон не порвал отношений. К ним он нас и привел. 

Перекресток культур, который теперь проходит через Антона – удивительное место, как оказалось, и для нас, и для его племени. Антон мечтает найти отличающуюся жизнь от короваев, он хочет немного – свой дом в городе, денег и корову, хочет сделать что-то особенное в этой жизни! Как-то все это очень знакомым показалось...

Не забывая о том, что короваи могут съесть даже своего родственника, проявившего при жизни большую силу, чтобы эта сила перешла в их тела, в рубке пальмы мы принимали участие только в качестве наблюдателей.

Процесс этот очень трудоемкий, нужна слаженность действий всего племени. И мужчин, и женщин.

Я уже говорил, женщина – величайшая ценность, а женщина с детьми - вдвойне!

Всё для них!

Может, поэтому им позволительно иногда нарушать правила. История такова, однажды капаяк из вражеского племени заблудился в лесу, случайно вышел к стойбищу короваев и, конечно, он был бы съеден, если бы не... уже нам знакомая предводительница племени, которая не только спасла его, но и... взяла себе в мужья! :) Любовь!

Тогда она сказала, пусть он принесет убитую змею, каменный топор и еще что-то из этой серии, и вот теперь он живет в их племени, но обязан всю жизнь носить листок на левой руке. Такие метаморфозы! :)

А это дочка предводительницы, Антон сказал, что скоро её украдут, так как она достигла половозрелости...

Между тем, принеся последнюю торбу с мукой, бабуля начала кашеварить.

Поливая из болотной лужи муку, сложенную в желоба, 

она отжимала и отцеживала ее. 

Стекая, вода накапливалась в следующем желобе,

 

превращаясь в самый настоящий крахмал.

К вечеру прессованный крахмал преподнесли нам в дар. 

Рубка пальмы никогда не обходится без травм.

Удивляюсь, как они вообще живут без медицины, нет даже знахарства... Но не в этот раз! За моими шаманизмами с аптечкой они наблюдали, бурно реагируя на каждое действие!

А после вручения подарков мы окончательно поняли значение фразы "мано телабо" – хороший человек.

Вечерние посиделки открывали все новые подробности о племени.

На деревьях короваи живут для безопасности, остерегаясь нападения других племен и змей. Живут семьями, характерно многоженство, но женщины с детьми и мужчины живут в разных домах. 

Молодые короваи (так же, как у нас) покидают свои родные места в надежде обрести более цивилизованную жизнь, которую им предлагает правительство Индонезии, выделяя более 3 тысяч долларов в месяц, а старики остаются в лесу со своими традициями каменного века.

Процесс создания семьи также традиционен – мать дочери подыскивает жениха, наблюдая за работающими парнями, выбирает наиболее ловкого, предлагает ему свою дочь, он, в свою очередь, должен подарить ей ожерелье из клыков и из морских ракушек, которые попадают в эти места через множество рук, и очень ценятся среди короваев. 



Утром мы вместе приняли участие в Празднике. За считанные минуты один из воинов разжег костер ротанговой нитью.

 

Другой раскладывал в костер камни, чтобы потом на них можно было приготовить саговые лепешки. 

После этого на свежесрезанные пальмовые листья 

насыпали саговую муку и принялись начинять ее личинками, еще живыми и шевелящимися.

Закрученный потом в пальмовый лист этот "пирожок" перевязывался тонкой лианой и укладывался на раскаленные камни. 

Вместе с папуасами мы ждали, осматриваясь по сторонам.

 

Чуть не забыл, перед приготовлением личинок короваи совершили обряд поклонения злу (добрых духов они не знают), в ходе которого пели песню (точнее, издавали звуки, правда, в ритм), бегали вокруг стойбища и костра, таким образом призывая зло, для того, чтобы быть сильнее.

 

Снова к кухне... Поправляя камни, тем самым поддерживая жар на "плите",

через 30 минут было готово праздничное блюдо!

Вождь племени любезно предложила отведать с ними...

Выглядело блюдо аппетитно, на наших глазах было подвергнуто самой серьезной температурной обработке, поэтому долго уговаривать нас не пришлось! :) 

Если учесть, что до этого мы ели личинок сырыми, то зажаренные в саговой муке они были превосходны!

За обедом, разговорившись, мы узнали еще немного о жизни в джунглях. То, что родившихся называют именами растений, что у них нет понятия любви, нет понятия «удовлетворить женщину» – они не понимают этого, потому половой акт длится секунды, но всегда приводит к оплодотворению. 

Этот факт, конечно же, представляет интерес с научной точки зрения. Именно поэтому, находясь в состоянии так называемых "спермавойн", мужчины демонстрируют сравнительно небольшой пенис (до 5 см), который они оберегают пуще глаза, при несопоставимо большой мошонке.

Живут короваи в среднем 40 лет. Все это время мужчины, как и в мире животных, на протяжении всей жизни способны к оплодотворению, поэтому в основном поедают мальчиков, запекая в саговых листьях – конкуренты мужчинам не нужны. Вопрос о том, сколько тебе лет, ставит караваев в тупик.

У туземцев нет понятия времени и летоисчисления. Единственное, что для них имеет значение – при достижении совершеннолетия каждый юноша должен пройти обряд инициации: убить врага и принести в племя его детородный орган либо голову, либо нижнюю челюсть. Только после этого он имеет право называться мужчиной. Удивительно, но в Папуа есть и племя амазонок, которые живут в горной части. Раз в год амазонки спускаются в джунгли, и лесные папуасы вступают с ними в половые связи. Этот процесс амазонки контролируют очень жестко, приставив к голове папуаса стрелу с натянутым луком. Амазонки также занимаются каннибализмом - поедают всех рожденных мальчиков, оставляя себе только девочек. 

Удары большого бревна прервали наш разговор. Короваи принялись танцевать и бегать с оружием в руках вновь, выражая тем самым радость от подаренного джунглями Праздника. 

Глядя на них, с удовольствием поедавших лепешки с личинками, в этот момент ушел страх того, что всё-таки они каннибалы. 

Для короваев это только способ выжить в ужаснейших условиях влажных тропических джунглей. Эволюционные трансформации оказали на них влияние, а с нами сыграли очередную шутку, превратив их в нашем сознании в кровожадных пожирателей людей.

И неизвестно, как бы мы себя повели, оказавшись в этих условиях вооруженными не только техникой, но и изощренными способами уничтожения себе подобных.

Может, именно об этом думал Антон – коровай, наш проводник, каннибал, съевший не одного врага, и человек, спасший своих родителей, убив их, но не отдавший их врагу, папуас, который в отличие от нас и своих братьев, знает законы как зеленых джунглей, так и серых каменных. И как мне показалось, в этих ему жить проще, честнее что ли... 

Грустное расставание снова, уже в который раз на этом далеком от Родины острове охватило как нас, так и короваев. 

Молча прощались, зная, что не свидеться нам уже никогда. 

Воины леса, повелители джунглей, затерянные во времени племена с остановившейся культурой и эволюцией, многому мы научились здесь за эти несколько дней, дали ли мы вам хотя бы столько же, неизвестно! Но, надеюсь, что хотя бы не навредили...

 

Ну вот, пожалуй и все! :) Обратный путь, несмотря на накопившуюся за три недели усталость, был легок и полон эмоциональных воспоминаний, уже зовущих к новым дорожкам и открытиям...

Ещё в блоге:

Механизм кожного зуда
Механизм кожного зуда

Поскольку чувство зуда является полностью субъективным ощущением, задачей дерматолога становится не только как можно более точное изучение жалоб больного, но и понимание объективных механизмов зуда... об этом и поговорим

Создавая традиции
Создавая традиции

Пятнадцать лет NEO-Clinic. 15 лет бизнесу, компании, имени. Но, если для человека – это финишная прямая на пути к совершеннолетию, то для современного медицинского учреждения – это время зрелости. А зрелость в свою очередь определяется как пик возможностей... о традициях, развитии и миссии NEO-Clinic

Официальный научный отчёт об экспедиции KON-TIKI II
Официальный научный отчёт об экспедиции KON-TIKI II

Опубликован официальный научный отчёт о Международной экспедиции KON-TIKI II... читать весь документ