Не ходите дети в Африку гулять - или немного о социальной роли злых духов и колдунов вуду.
Мало кто из моих коллег помнит то славное время, когда применялся не только основанный на объективном знании комплексный подход в лечении заболеваний кожи и санации инфекций передающихся половым путём, но и использовались при этом иммуностимуляторы, особенно для лечения поздних форм сифилиса.
Но в этом месте надо бы вспомнить, что истоки иммунотропной терапии, на самом деле уходят в далёкое прошлое, когда широко известный своими похождениями граф Калиостро лечил больных сифилисом (и себя в том числе), при помощи… хрустальных шариков. Раздробленные в мелкую крошку, они высыпались в чашку с кофе, который, залпом выпитый, тут же вызывал массивное кишечное кровотечение, сопровождающееся, как известно, повышением температуры тела до 40 градусов. Так что если больной не умирал от кровотечения и судорог, то он… излечивался от сифилиса.
Другим примером стали способы, которыми доктора в России XIX века, в изобилии заболоченных территорий, лечили сифилис путём прогулок больных по болотам, где обитали комары, переносившие малярийного плазмодия – возбудителя малярии. Малярия также вызывала повышение температуры тела до 40 градусов на несколько дней, и если больной не умирал от малярии, то... излечивался от сифилиса.
Однако, в истории, о которой я хочу рассказать, дело было так.
Двадцать лет назад для лечения поздних форм сифилиса, разумеется, в комплексной терапии, применялся препарат Пирогенал, который умеренно стимулировал неспецифический иммунитет, одновременно повышая температуру тела. Выпускался он в ампулах, а дозы рассчитывались в МПД (минимальные пирогенные дозы), максимальной была доза в 1000 МПД в сутки.
Но всё меняется в нашем быстротечном мире, и в какой-то момент Пирогенал стали дозировать, как и другие инъекционные препараты, в микрограммах на мл раствора. При этом максимальной дозой считались 100 мкг в сутки. Но не учла этих нововведений медсестра процедурного кабинета и, привыкнув к цифре с тремя нолями, она и приготовила дозу пациенту в 10 раз превышающую допустимую.
Акробатические этюды 160-килограммового пациента вследствие жутчайшего судорожного синдрома, гипертермия 40+, остановка дыхания и прочие не менее яркие симптомы не могли ожидать даже повидавшие многое врачи бригады интенсивной терапии. Продолжительная истерика медсестры под истошные вопли соседей по палате, насмерть перепуганных информацией о «новой комплексной терапии» их заболевания, завершали полноту наблюдаемой всеми драмы.
Как же, всё-таки, хорошо быть толстым. Говорят, пока толстый сохнет, худой сдохнет. Так и в нашей истории: лишний вес спас пациенту жизнь, а гипертермия от многократно превышенной дозы пирогенала избавила его как от сифилиса, так и необходимости продолжать лечение антибиотиками, хрустальными шариками и укусами комаров, переносящих малярию.
Потому как бледная трепонема, возбудитель сифилиса, погибает при 39.7 градусах.