мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Культура – надбиологическая совокупность феноменов

Остаются считанные дни времени пребывания экспедиции Живая Параллель в Перу. Изучив тексты, увидев множество подтверждений мифов и обоснованности сведений об инках, встретившись с представителями разных социумов, возникших вследствии испанского завоевания, настало время разделить реальную жизнь с последними потомками инков. Благо, это оказалось реальностью, поскольку наш проводник Элвис, родом из народности кечуа, являющейся прямым наследником культурных традиций инков, видя нашу искреннюю (не туристическую) потребность пожить в культуре, любезно пригласил посетить его деревню.

Тепло и радушие, с которыми нас встретили кечуа, были обворожительны, а понижение высоты до 2900 метров «отпустило» наши головы и существенно добавило радости от происходящего, особенно при игре в футбол с местной детворой.

В основе социальной организации кечуа лежит... не поверите, друзья, опять микс, мы как то обсуждали, что самые удивительные вещи рождаются на стыке явлений, так и кечуа - это смесь индейской и крестьянской общины, которую объединяет кровное родство и веками занимаемая территория, совместный земледельческий и скотоводческий труд который реализуется, да-да... общинным распределением плодов матери-земли.

Но, оказалось, что миксование не исчерпывается только социальной сферой, кечуа практикует синкретизм, я имею ввиду религиозный синкретизм – смесь андской и католической религии. Первая, основанная на язычестве, помогает им оставаться ближе с природой, а вторая, в то же самое время, объясняет мироустройство и определяет ценностные ориентиры.

Поскольку таких общин только в Перу несколько тысяч, то цвета их одежды (не сочтите её за бутафорскую или специально для нас одетую, это реально повседневный стайл), разные у каждой из общин. С детства прививаемая способность к различению проявилась и во взрослости. А вот, вызвавший неподдельный интерес, мужчина в женской одежде, оказался символом женщины, которая ничего не умеет по хозяйству, но при этом хорошо танцует, поёт и с ней весело. Считается, что такая женщина отрицательный персонаж (на наш взгляд довольно спорное утверждение, не так ли?).

Занимаясь сельским хозяйством, выращиванием невероятного разнообразия культур и коки, разведением альпака (из семейства верблюдов, с уникальной шерстью), кечуа до сих пор практикуют товарно-сырьевой обмен, что также является механизмом их социализации и развития. Всё, что они изготавливают, действительно очень высокого качества. Нам удалось оценить изделия из шерсти и ткани, которые окрашивают натуральными красителями, изготавливаемыми из насекомых, ягод и кварца и поставляются в лучшие дома мод.

Однако, самое удивительное, наряду с фотографиями, конечно, это диалоги с кечуа, которые часто осуществлялись через несколько языков: русский – испанский – кечуа и обратно, надеюсь, что это не сильно искажало смысл сказанного.

Элвис вызвал первое удивление, спросив нас, как я должен с вами говорить, как проводник или как горожанин? Это было прекрасно, видя насколько серьёзно он относится к ответам на наши вопросы.

— Мы, говорит Элвис, как представители расы кечуа чувствуем, что культура исчезает, размывается, огромное влияние на нее оказывают технологии, глобализация, и здорово, что вы интересуетесь культурой, потому что это то немногое, что помогает нам её сохранить демонстрируя вам.

— 14% кечуа живёт за чертой бедности, работая за еду, но как раз они, не умеющие читать и писать – истинные потомки инков, будучи изолированы от всего нового, они являются носителями культуры, но поскольку они не очень понимают своего значения, то их часто используют в политических разборках.

На вопрос, заданный автором и руководителем нашей экспедиции, профессором Теслиновым, чему можно поучиться у кечуа, Элвис, слегка задумавшись, глядя в пустоту, вдруг подняв подбородок, гордо и многозначительно произнёс:
– Уважению к природе и друг другу!

Помня о том, как Элвис рассказал о ежегодном празднике, когда мужчины и женщины могут официально бить друг другу, простите, в морду, выясняя отношения, мы поняли, что у кечуа есть потенциал к развитию, но он настолько глубоко скрыт за неподъёмной ношей исторического наследия инков, что вынужден проживать в ожидании... лидера, который всех объединит и поведет за собой.

Много ещё было разговоров, встреч и откровений, всего не описать, но следующим уроком исследования закономерностей развития культур, стало то, что ценности это инстинкты культуры. Многократно повторяемые, они архаично зацикливают её в ожидании импульса к развитию... тому, что определит надстройку над биологической сущностью человека, которая как известно представлена: размножением, добычей еды и главенством в стае.

Мы прощаемся с Куско и идём в Пуно – в город на юго-востоке Перу, аккуратно расположенный на берегу высочайшего в мире озера Титикака, на высоте 3800 метров.

Живая Параллель, Перу, Куско

Ещё в блоге:

Природосообразная стратегия выращивания инноваций: плацентарный подход
Природосообразная стратегия выращивания инноваций: плацентарный подход

Создание плодоносящей инновационной экосреды в стране сдерживается барьерами концептуального характера. В статье выделяется четыре группы таких барьеров... читать всю статью

Розацеа, лечим сознательно

Сознаю, коллеги, что здесь мы "лечим" метафизически, а не конкретного пациента, поэтому текст грешит универсальностью, но как ориентир - поможет нам лечить осознанно, в согласии с этапами воспаления и ориентируясь на наблюдаемые явления... читать далее

Цитоиммунограмма кожи – новый метод объективной цифровой оценки субпопуляционного состава клеток кожи
Цитоиммунограмма кожи – новый метод объективной цифровой оценки субпопуляционного состава клеток кожи

История дерматологии помнит массу попыток преобразовать кожу человека – плотную ткань в жидкость. Поиск способа разделения клеточного субстрата кожи для получения суспензии и изучения фенотипа клеток, входящих в ее состав, стал основой многолетнего исследования, результатом которого явился патентованный способ цифровой оценки субпопуляционного состава клеток кожи – цитоиммунограмма кожи... читать статью целиком

Особенности клинического течения семейной формы миофибриллярной десмин-зависимой миопатии
Особенности клинического течения семейной формы миофибриллярной десмин-зависимой миопатии

Десминопатия – редкое наследственное заболевание, связанное с мутацией в гене DES, являющееся разновидностью миофибриллярной миопатии. При данном заболевании возможно поражение скелетных, сердечных, гладких мышц, а также диафрагмы. В клинической практике десминопатия представляет собой непростую диагностическую задачу. В настоящей статье рассмотрен клинический случай семейной формы миофибриллярной миопатии с установленной мутацией c.1021A>C (Thr341Pro) в гене DES в гетерозиготном состоянии. Мы представляем семейное исследование в суммарном исчислении более 100 лет с описанием динамики клинических проявлений, морфологических, кардиологических и электромиографических параметров.

Ключевые слова: десмин, DES, десминопатия, миофибриллярная миопатия, мутация, рак, электромиография, сердечная недостаточность.