
An unexpected interview came from a conversation with the journalist of the newspaper Tyumen News Irina Tarabaeva.
В прошлый раз мы остановились на том, что в ответ на длительное расчесывание, кожа утолщается и это приводит к снижению порога восприятия зуда. Таким образом, возникает своеобразный «порочный круг», который объясняет трудность терапии кожного зуда, но механизм «чем больше пациент чешет, тем больше ему хочется», не единственный.
Выяснилось, что рецепторы зуда в их потребности к механической стимуляции, реагируют не только на механическоое воздействие, но и открыты к медиаторам воспаления и реакциям гиперчувствительности.
Свободные нервные окончания различаются восприятием импульсов и через спиноталамический тракт, как и в случае прямого механического воздействия, передадут сигнал зуда в структуры головного мозга о которых я писал ранее. Важно понимать, что поскольку пруритогена или триггерного фактора в этом случае нет, то очевидна роль центральной нервной системы не только в обработке сигнала, но и запуске самого зуда.
Так, желание почесать участок кожи, в редких случаях, может свести с ума. У некоторых людей зуд может быть нестерпимым и возникать при самых разных обстоятельствах без воздействия каких-либо веществ. В этой связи, первым патогенетическим принципом терапии кожного зуда становится торможение рефлекторной дуги зудового рефлекса:
Второй, немаловажный принцип терапии, будет опираться на следующее знание. Универсальный кожных зуд не является симптомом какого-либо заболевания, а представляет самостоятельное заболевание кожи и периферической нервной системы. Связь между ними очевидна и уже давно была показана картой дерматомов, где места выхода нервных стволов из межпозвонкового пространства соответствуют участкам иннервации кожи. Тем самым определяя следующий принцип – необходимость воздействия на нервно-мышечный синапс и усиления проводимости потенциала по периферическим нервам:
Кроме того, нервные окончания, воспринимающие ощущение зуда делятся на филогенетически более древние – свободные (несколько закругленные, чувствительные окончания безмиелиновых волокон) и инкапсулированные (заключенные в многослойную соединительно-тканную капсулу, содержащую жидкость). Последние, при взаимодействии с раздражителем, передают более широкое качество восприятия. Мы называем это характеристиками зуда.
Отбросив эмоциональную окраску свойств зуда, которым как видится тоже нашлось объяснение на уровне строения рецепторов, следует помнить, что
само ощущение зуда, как и при внешней стимуляции, возникает в результате активации сети нервных окончаний, расположенных в области соединения эпидермиса и дермы, непосредственно под базальной мембраной, в сосудистом слое дермы.
Этому свидетельствует факт ощущения зуда не только в коже, но и слизистых оболочках (полость рта, область ануса, уретра, влагалище), опять же при отсутствии пруритогена. Дефицит кровообращения центрального или периферического генеза, определяет необходимость в третьем принципе терапии – необходимость улучшения кровообращения в коже:
И всё же, механизм рецепции является механохимическим. То есть, происходит под влиянием механических колебаний или химических реакций, запускаемых специфическим раздражителем. Сбор анамнеза, выяснение первопричин, выявление триггеров зуда, при воздействии которых происходят изменения в молекулах белка плазматических мембран нервных окончаний, увеличивается или уменьшается проницаемость мембран, формируется процесс деполяризации (возбуждения) или гиперполяризации (торможения), является ключевым подходом к терапии, а раз этот механизм первичен, то главным принципом становится – уменьшение действия пруритогенов:
И последнее. Поскольку мы имеем два основных типа реакций кожи в ответ на воздействие пруритогенов:
1) локализованный зуд – непосредственно в месте воздействия раздражителя, быстро исчезающий после его устранения;
2) разлитой зуд на участках кожи, окружающих место первичного воздействия пруритогена. Этот зуд возникает не самопроизвольно, а провоцируется легким прикосновением или другими незначительными раздражениями, то есть кожа потенциально готова ответить зудом на стимуляцию, следует говорить о структурных изменениях кожи, нуждающихся в местном лечении:
Но, морфологические изменения структуры кожи, однозначно будут играть роль в трансформации самого феномена зуда и изменяя его качественные характеристики, становиться стимулом к изменению психики и развитию ряда осложнений, о которых мы поговорим в следующий раз...
An unexpected interview came from a conversation with the journalist of the newspaper Tyumen News Irina Tarabaeva.
В прежние времена, будь то в СССР или Англии, чтобы позвонить из автомата на улице, мы платили денежку и несколько минут у тебя было для разговора. Куда подевалось это прекрасное условие? есть предложение
Грешно на себя ссылаться, но как-то писал ранее, что человек (та ещё тварь) не стремится к добру или злу, а стремится к максимальному диапазону ощущений... читать далее