Казалось бы, что может быть общего между коренными народами Крайнего Севера и африканцами? При всем желании очень трудно найти сходство между ненцами, хантами и представителями племен датогов и масаи, проживающих в Танзании. С таким же успехом можно пытаться сравнить раскаленный африканский песок и жидкий азот, лед и пламя, жару и холод, черное и белое. Тем не менее, побывав в экспедиции в Африке, удалось увидеть то, что роднит народы, никогда не пересекавшиеся друг с другом.
В прошлый раз мы остановились на том, что в ответ на длительное расчесывание, кожа утолщается и это приводит к снижению порога восприятия зуда. Таким образом, возникает своеобразный «порочный круг», который объясняет трудность терапии кожного зуда, но механизм «чем больше пациент чешет, тем больше ему хочется», не единственный.
Выяснилось, что рецепторы зуда в их потребности к механической стимуляции, реагируют не только на механическоое воздействие, но и открыты к медиаторам воспаления и реакциям гиперчувствительности.
Свободные нервные окончания различаются восприятием импульсов и через спиноталамический тракт, как и в случае прямого механического воздействия, передадут сигнал зуда в структуры головного мозга о которых я писал ранее. Важно понимать, что поскольку пруритогена или триггерного фактора в этом случае нет, то очевидна роль центральной нервной системы не только в обработке сигнала, но и запуске самого зуда.
Так, желание почесать участок кожи, в редких случаях, может свести с ума. У некоторых людей зуд может быть нестерпимым и возникать при самых разных обстоятельствах без воздействия каких-либо веществ. В этой связи, первым патогенетическим принципом терапии кожного зуда становится торможение рефлекторной дуги зудового рефлекса:
- Седативные средства
- Транквилизаторы, нейролептики
- Анестетики


