My projects
Photo Video Blog Books
Goltsov Sergey
I serve the art of medical doubt

Экзема. Зудящий или аллергодерматоз?


Детально разобрав механизм универсального кожного зуда, а также основанные на его понимании подходы в диагностике и лечении, появилась потребность разобрать и другие «зудящие дерматозы». Однозначен ли объединяющий их термин – зудящие? 

Терминология, учитывающая при постановке диагноза только жалобы пациента и видимые морфологические элементы сыпи, являющиеся лишь следствием процессов в коже, создаёт познавательную сложность для дерматологов. 

Это ведёт к непониманию причин заболевания, в следствии чего дерматологи сталкиваются с девальвацией терминов в контексте эволюции заболеваний кожи. 
 

Заимствуя термины из литературы и прикладывая их к своей практической деятельности, которая существенно изменилась с момента первичного описания термина, становится очевидным, что термин сам по себе уже не объясняет наблюдаемого и хуже того, направляет дерматолога на путь ложных описаний наблюдаемого объекта и ложных назначений лечения.

Так, термин «экзема» известен со II века до нашей эры. В отечественной школе под ним понимают самостоятельный диагноз, а в зарубежной литературе экзему рассматривают как синоним термина «дерматит», обосновывая это одной лишь гистологической общностью — спонгиозом (скоплением экссудата в межклеточных промежутках мальпигиева слоя) и появлением пузырьков.

Смею утверждать, что зарубежный подход не обоснован. Термины надо различать!

В основе патогенеза экземы лежит поливалентная сенсибилизация, обусловленная разнообразными аллергенами. Роль нервной системы, прежде всего центральной, в патогенезе экземы, подтверждается зудом и симметричной локализацией поражений (при истинной экземе), а также связью начала заболевания и рецидивов с эмоциональными стрессами. Однако роль эта – вторична, поскольку не у всех лиц, страдающих нарушениями центральной или периферической нервной системы, но отягощенных висцеропатиями, имеющими очаги хронической инфекции или подвергающихся воздействию аллергенов, возникает экзематозное поражение. 
 

Следовательно, в развитии экземы важнее обсуждать наследственную предрасположенность к ответу на воздействие многочисленных и разнообразных экзогенных и эндогенных аллергенов.


Ещё в 1986 году Кубанова А. А. показала, что у больных истинной экземой установлена положительная ассо­циация антигенов системы гистосовместимости (НLА) В22 и СW1, что позволяет считать эти антигены генетическими маркерами эк­земы. У лиц, имеющих такую наследственную предрасположенность, в ответ на минимальное воздействие аллергенов, повышается синтез простагландина Ф2-альфа, что вызывает усиленную стимуляцию синтеза ЦГМФ, который активирует выработ­ку гистамина, серотонина и других медиаторов аллергии, приводящих к повыше­нию проницаемости сосудов. 

Одновременно с увеличением образо­вания простагландина Ф2-альфа повышается синтез простагландина Е1, но его концентрация значительно снижена по отношению к увели­чивающейся концентрации простагландина Ф2-aльфа. Это ключевой момент в патогенезе, который закладывает основу в нарушении молекулярного соотношения. 

 

 

Далее, недостаток содер­жания ПГЕ1, нарушение его соотношения с содержа­нием ПГФ2-aльфа приводит к недостаточной стимуляции синтеза ЦАМФ, подавляющего фор­мирование аллергических и воспалительных реакций, выработку медиаторов аллергии.

Таким образом, у больных экземой в резуль­тате повышения содержания ПГФ2-aльфа и нарушения соотношения ПГЕ1/ПГФ2-альфа и ЦАМФ/ЦГМФ происходит преобладание простагландина Ф2-aльфа и циклического гуанозинмонофосфата, что является важнейшим фактом в развитии видимой клинической картины и логически обоснованного подхода в терапии экземы, как зудящего аллергодерматоза.

Но об этом в следующий раз... 

Ещё в блоге:

I wish you were sick with me...
I wish you were sick with me...

– Honey, what can I bring you from the expedition?
– You may bring what they want, now all treated...

This short dialogue with my wife, colleagues, I want to go to the site the Jungle of dermatology to find a place for an integral part of our specialty, which always hides in the disguise of garments, and social twists and turns of life, manifesting itself unexpectedly, and event and frighteningly, like a bird taking off from the thick foliage. Her name is venereology. 

Испанское напутствие
Испанское напутствие

На пути к цели, всегда совершается масса открытий. Так и для старта нашей экспедиции Живая Параллель в Перу и Боливии, как минимум, необходимо пересечь Атлантику. А для этого, не случайно, перевалочным этапом стал Мадрид – самый испанский город. 

Читать далее 

Натурально как вы играете. И царь у вас такой… типичный!
Натурально как вы играете. И царь у вас такой… типичный!

Рассмотрев различия в этиопатогенезе, клинической картине, а главное в подходах к терапии истинной и микробной экземы, позволю себе остановиться на одном интересном случае из практики, в качестве продолжения разговора об экземе. Этим постом хочу проявить уважение к представителю могущественной царственной семьи. Но, по-порядку. :)

Гориллы–«убийцы»

В подборке утренних новостей в мире, читаю сегодня новостную заметку о том, что «в очередной раз самец гориллы убил человека…» Поразительная однобокость посыла! Теперь большинство людей, читающих хотя бы по утрам, будут думать, либо усилят свои представления, об агрессии этих исчезающих, как вид, приматов. Это вызвало во мне желание рассказать, как однажды, 7 лет назад, находясь в составе экспедиции Живая Параллель в Африке, будучи в коротеньком переходе через джунгли Руанды, наш проводник вдруг резко остановился и быстром движением руки остановил всю шеренгу исследователей. Читать далее...