мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Путешествие как маленькая жизнь или кого принимать на работу

 

Самые удивительные вещи и явления рождаются на стыке направлений. На так называемых перекрёстках жизни человека. В этом убеждён тюменский доктор, учёный, педагог и путешественник Сергей Гольцов.  И чем более несовместимы встречающиеся явления по своей сути и по содержанию, тем удивительнее проявляются следствия этих встреч, считает он. Недавно его пригласили принять участие в конференции HR&Trainings EXPO 2018, ключевой темой которой стало «Будущее работы». Сергей Викторович выступил с докладом «Диагноз: путешественник».

 

- Сергей Викторович, почему вы дали своему докладу такое провокационное название? Страсть к путешествиям – это что, по-вашему, заболевание?

 

- Быть путешественником, значит, пребывать в удивительном состоянии. Да, я поместил это в категорию «диагноз», куда врач вписывает заболевание с набором симптомов. Мироощущение заядлого путешественника тоже определяется набором признаков. Точнее, набором ценностей, если согласиться с Л.С. Выготским, что личность — это структура ценностей. Так вот, этот набор позволяет путешествию стать успешным, а работу с людьми сделать полнее и насыщеннее.

 

- Пока не совсем понятно, в чём кроется взаимосвязь путешествий и работы? Лично для меня это противоположные вещи. Если только путешествия для кого-то не являются профессией. Но вы же не об этом?

 

- Смею утверждать, что само путешествие - это маленькая жизнь, со своими взлётами и падениями. Поскольку наша жизнь проходит в социуме, в совместной работе, в коллективе, а путешествие происходит в команде, то можно считать, что оно - репетиция жизни. Одна из многих, полная опасностей и непредсказуемости, но в которую мы ввязываемся по собственной воле. В одном из своих сочинений Лев Толстой писал, что «человеку нужно всего три аршина земли», а Антон Чехов, известный своей любовью к открытому пространству, возражал ему, дескать, «вздор это – три аршина земли нужно мёртвому, а человеку нужен весь земной шар». Вот как, скажите, после такого диалога жить, не путешествуя?

 

- Да уж, вы поездили по миру!

 

- Мне повезло, оказаться в удивительном путешествии через Тихий океан на плоту из бальсового дерева в составе международной экспедиции KON-TIKI II, в которую меня в качестве судового врача позвал норвежский путешественник Торгейр Хиграфф. Я встретил там ярких, умных и удивительных путешественников из разных стран. С ними мне пришлось прожить 1 год на суше и 78 дней на плоту в океане! Это была встреча разных возрастов, полов, культур – всё как в нашей жизни и наших бизнесах… 

 

- Так вот вы о чём!

 

- Во всяком путешествии особая роль отводится отношениям его участников. Прокладывая новые пути, находясь в инаковой, а зачастую, и чужеродной среде, путешественники строят новые реальности отношений, в которых самым выгодным образом проявляются ресурсы человеческих возможностей. Таких, как способность работать в коллективе, воля к обладанию результатом, ответственное служение достижению общей цели, предельное раскрытие физических, психологических и социальных состояний человека, как личности…

Однако, хоть в путешествии, хоть в бизнесе – всё начинается со знакомства. И первое, что всегда хочется узнать о человеке, это место его рождения. Но, не только географическое расположение места, а и семейное окружение человека. Точнее сказать, нас интересует среда, в которой он родился и вырос.

 

Готовясь к экспедиции KON-TIKI II, я был в норвежском городе Бергене на экзамене и знакомстве с командой. Я удивился обнаруженному сходству ландшафтов. И, в последствии, уже будучи в Тихом океане, снова вспомнил Берген. Глядя на одного из участников путешествия Эрика Классена, мне хотелось воскликнуть: «Эй, норвежец, как много в тебе русского!». Такой парень мог родиться, где угодно на просторах Севера России. Разве что, огненная борода… Но ведь должны же мы чем-то отличаться для того, чтобы быть интересными друг другу.

 

- Сергей Викторович, всё же не ясно, чем ваш опыт путешественника заинтересовал организаторов конференции, если речь там шла о будущем работы?

 

- Благодаря этому опыту, мне удалось выработать несколько рекомендаций для руководителей, развивающих своё дело. И первая рекомендация такова: при трудоустройстве сотрудника надо не резюме читать, а расспрашивать, где родился, с кем вырос, в какие игры играл, что можешь рассказать о своей Родине…

 

- О, помните, Экзюпери в «Маленьком принце» писал: «Взрослые никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой голос у твоего друга? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?». Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» Знаете, мне очень нравится ваша первая рекомендация! Интересно, каковы остальные?

 

- Расскажу обо всём по порядку. Нельзя забывать об учителях и наставниках! Когда мы взрослеем, мы все нуждаемся в них. Например, мне с ними повезло не только в медицине и науке, но и в пристрастии путешествовать. Таким учителем стал для меня профессор Андрей Георгиевич Теслинов, экспедиции которого под названием «Живая параллель» я сопровождал в качестве врача. И, выполнение профессионального долга – следить за санитарным благополучием экспедиции, здоровьем участников, быть готовым оказать первую медицинскую помощь, обернулось для меня ещё и возможностью личностного развития.  В Папуа Новая Гвинея, Западной Африке (Бенин, Того, Гана), Восточной Африке (Руанда, Танзания), Южной Америке (Перу, Боливия), Индии, Непале, Бутане…, наряду с исследователями, антропологами, этнографами, я изучал разные культуры через проживание в них. И, практически на своём примере, сделал вывод, что наставники — это проводники в новый социокультурный слой. Приведу слова того же Экзюпери. Он писал: в пустыне ты стоишь ровно столько, сколько стоят твои божества. Позволю себе наглость изменить этот посыл: стоишь столько, сколько стоят твои наставники! Отсюда вторая моя рекомендация: надо не рекомендательные письма предыдущего работодателя читать, которые зачастую не отражают реальных причин смены работы, а спрашивать мнение наставников и учителей.

 

- Кто станет этим заниматься?

 

- О, а вот это очень важный вопрос. Мир не состоит из учеников и наставников, он состоит из отношений между ними. И человечество развивается через установление новых отношений с миром. Миром, в котором путешественники (как и сотрудники, коллеги) не строят новую реальность, а строят новые связи. Это как количество нейронов в мозге. Оно всегда остаётся прежним, но с течением жизни меняется количество нейронных связей между ними. Чем их больше, тем широта нашего мышления шире. А чем больше наших связей в жизни, тем мы становимся социально и культурно богаче. И, естественно, эффективнее в совместной деятельности, работе.

 

Путешественники, и коллеги по работе формируют свою структуру отношений в диалоге культур, тем самым рисуя и изменяя картину мира. В этот момент в команде проявляются очень мощные растаскивающие эволюционные силы, расширяющие пространство психизма и трансценденцию (то, что принципиально недоступно опытному познанию), и порождают новые смыслы.

 

К примеру, на работу пришёл устраиваться сотрудник, побывавший до этого в десятках компаний. Это не «бегунок», как принято считать, а ищущий СВОЮ культуру! И не факт, что у вас он её найдёт. Но, для руководителя – наличие другого (иного, инакомыслящего) всегда шаг к развитию! Видя его инаковость, мы укореняемся в желании оставаться уникальными, но при этом начинаем видеть мир в полноте и разнообразии, понимая, что можем и сами менять мир, людей, себя. Из этого следует третья рекомендация: надо искать и принимать на работу не тех, кто «такие же, как мы», а иных – это сформирует полярность мнений и позволит сделать шаг к развитию.

 

- Боюсь, мало кто примет к сведению ваши смелые суждения…

 

- Они будут интересны тому, кто действительно хочет развиваться. Но я не обо всём ещё рассказал. Продолжу. Научным образом доказать ни наличие, ни отсутствие в жизни человека его предназначения - невозможно. Есть оно у человека или нет - вопросы не науки, а веры. В былые времена сын короля воспитывался, как будущий король, в нём развивали способности, умения и манеры, необходимые для королевского правления. Сын купца имел с детства другое предназначение - продолжить дело отца. Сыну воина было предназначено расти, как воину. Это все - социальные предназначения, которые в наше время довольно редки. Дети уже со школьных лет сами могут участвовать в определении своего жизненного пути. Их, сейчас, волнует личностное предназначение. В более взрослом возрасте начинает проявлять себя идея биологического предназначения – перенос генофонда в следующее поколение. Но, в дальнейшем, на протяжении жизни продолжают себя искать люди, которым мало социального, биологического и даже личного предназначения. Они говорят о его мистическом варианте - якобы настоящего, подлинного жизненного пути, предначертанного человеку некой высшей силой. Поэтому я бы предложил (это четвёртая рекомендация), принимая сотрудника на работу, выяснить у него самое главное – кем он себя видит? По его отношению к тому или иному предназначению станет ясно, не кто он по жизни, а как он может себя проявить в компании (путешествии) лучшим образом.

 

- И к чему мы пришли?

 

- Мы пришли к теме ВЫБОРА! Он есть у каждого человека. Одни выбирают путь, живя богатой внутренней жизнью, выражаясь в искусстве, творчестве, ремесле, своей профессии. Других привлекает желание проверить себя и узнать себя другого через погружение в инаковую среду, запрограммировано умереть в своих глазах и воспарить вновь, как птица Феникс. Изжить себя целиком и полностью, а потом собрать в осколках тысячи зеркал, но уже другого – нового! Кто-то выбирает уют домашнего очага, занимается воспитанием детей, взращиванием сада. А кто-то погружает себя в неизвестность, влекомый походом за горизонт, – это полное отречение от себя физического и противопоставление своего выбора опасности смерти…


Суть этого различения в том, что человек выбирая на протяжении жизни, перерабатывает хаос приоритетов в сложный порядок ценностного уклада. Настолько стройного, что зрелая личность даже готова принести себя в жертву. Это важно для коллективной работы. Если следовать моим рекомендациям, то сотрудники, осознанно сделавшие свой выбор, поступают именно так – самоотверженно, героически, служа общему делу, общим целям, а не только руководителю!

 

Хотите понять этот выбор, задайте вопрос для кого он старается? Ответ укажет направление выбора безошибочно. Пример: две санитарочки моют пол. На вопрос, зачем? Одна ответит – чтобы 15 числа получить зарплату, а другая – чтобы было чисто. И та и другая 15 числа получат зарплату… Но, разница между ними очевидна, не так ли? Итак, пятая рекомендация гласит: знание о приоритетах сотрудников позволяет объединить усилия в коллективной работе.

 

Эти пять рекомендаций дадут руководителю возможность определить фронт управленческих решений, которые он способен осуществить, не будучи одиноким, а работая в команде. Тогда парус его бизнеса наполнится попутным ветром!

 

Сергей Викторович, и что все пять рекомендаций, которые названы здесь, вы использовали, чтобы создать свою команду?

 

Поверьте на слово, мне удалось это сделать, собрав дружный коллектив и создав медицинскую корпорацию, с филиалами в Тюмени и Москве. Опыт путешественника сыграл в этом немаловажную роль. Причем, говоря о путешествиях, я не имею в виду выезд на море, где только пляж, еда и анимация. Путешествие – это познание мира и себя в нём. Это приключение, выход из комфортной среды, новые ни с чем обыденным не сравнимые впечатления, сам поиск которых уже первый шаг к развитию, а обретение их настоящая благодать.