мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Путешествие как маленькая жизнь или кого принимать на работу

 

Самые удивительные вещи и явления рождаются на стыке направлений. На так называемых перекрёстках жизни человека. В этом убеждён тюменский доктор, учёный, педагог и путешественник Сергей Гольцов.  И чем более несовместимы встречающиеся явления по своей сути и по содержанию, тем удивительнее проявляются следствия этих встреч, считает он. Недавно его пригласили принять участие в конференции HR&Trainings EXPO 2018, ключевой темой которой стало «Будущее работы». Сергей Викторович выступил с докладом «Диагноз: путешественник».

 

- Сергей Викторович, почему вы дали своему докладу такое провокационное название? Страсть к путешествиям – это что, по-вашему, заболевание?

 

- Быть путешественником, значит, пребывать в удивительном состоянии. Да, я поместил это в категорию «диагноз», куда врач вписывает заболевание с набором симптомов. Мироощущение заядлого путешественника тоже определяется набором признаков. Точнее, набором ценностей, если согласиться с Л.С. Выготским, что личность — это структура ценностей. Так вот, этот набор позволяет путешествию стать успешным, а работу с людьми сделать полнее и насыщеннее.

 

- Пока не совсем понятно, в чём кроется взаимосвязь путешествий и работы? Лично для меня это противоположные вещи. Если только путешествия для кого-то не являются профессией. Но вы же не об этом?

 

- Смею утверждать, что само путешествие - это маленькая жизнь, со своими взлётами и падениями. Поскольку наша жизнь проходит в социуме, в совместной работе, в коллективе, а путешествие происходит в команде, то можно считать, что оно - репетиция жизни. Одна из многих, полная опасностей и непредсказуемости, но в которую мы ввязываемся по собственной воле. В одном из своих сочинений Лев Толстой писал, что «человеку нужно всего три аршина земли», а Антон Чехов, известный своей любовью к открытому пространству, возражал ему, дескать, «вздор это – три аршина земли нужно мёртвому, а человеку нужен весь земной шар». Вот как, скажите, после такого диалога жить, не путешествуя?

 

- Да уж, вы поездили по миру!

 

- Мне повезло, оказаться в удивительном путешествии через Тихий океан на плоту из бальсового дерева в составе международной экспедиции KON-TIKI II, в которую меня в качестве судового врача позвал норвежский путешественник Торгейр Хиграфф. Я встретил там ярких, умных и удивительных путешественников из разных стран. С ними мне пришлось прожить 1 год на суше и 78 дней на плоту в океане! Это была встреча разных возрастов, полов, культур – всё как в нашей жизни и наших бизнесах… 

 

- Так вот вы о чём!

 

- Во всяком путешествии особая роль отводится отношениям его участников. Прокладывая новые пути, находясь в инаковой, а зачастую, и чужеродной среде, путешественники строят новые реальности отношений, в которых самым выгодным образом проявляются ресурсы человеческих возможностей. Таких, как способность работать в коллективе, воля к обладанию результатом, ответственное служение достижению общей цели, предельное раскрытие физических, психологических и социальных состояний человека, как личности…

Однако, хоть в путешествии, хоть в бизнесе – всё начинается со знакомства. И первое, что всегда хочется узнать о человеке, это место его рождения. Но, не только географическое расположение места, а и семейное окружение человека. Точнее сказать, нас интересует среда, в которой он родился и вырос.

 

Готовясь к экспедиции KON-TIKI II, я был в норвежском городе Бергене на экзамене и знакомстве с командой. Я удивился обнаруженному сходству ландшафтов. И, в последствии, уже будучи в Тихом океане, снова вспомнил Берген. Глядя на одного из участников путешествия Эрика Классена, мне хотелось воскликнуть: «Эй, норвежец, как много в тебе русского!». Такой парень мог родиться, где угодно на просторах Севера России. Разве что, огненная борода… Но ведь должны же мы чем-то отличаться для того, чтобы быть интересными друг другу.

 

- Сергей Викторович, всё же не ясно, чем ваш опыт путешественника заинтересовал организаторов конференции, если речь там шла о будущем работы?

 

- Благодаря этому опыту, мне удалось выработать несколько рекомендаций для руководителей, развивающих своё дело. И первая рекомендация такова: при трудоустройстве сотрудника надо не резюме читать, а расспрашивать, где родился, с кем вырос, в какие игры играл, что можешь рассказать о своей Родине…

 

- О, помните, Экзюпери в «Маленьком принце» писал: «Взрослые никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой голос у твоего друга? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?». Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» Знаете, мне очень нравится ваша первая рекомендация! Интересно, каковы остальные?

 

- Расскажу обо всём по порядку. Нельзя забывать об учителях и наставниках! Когда мы взрослеем, мы все нуждаемся в них. Например, мне с ними повезло не только в медицине и науке, но и в пристрастии путешествовать. Таким учителем стал для меня профессор Андрей Георгиевич Теслинов, экспедиции которого под названием «Живая параллель» я сопровождал в качестве врача. И, выполнение профессионального долга – следить за санитарным благополучием экспедиции, здоровьем участников, быть готовым оказать первую медицинскую помощь, обернулось для меня ещё и возможностью личностного развития.  В Папуа Новая Гвинея, Западной Африке (Бенин, Того, Гана), Восточной Африке (Руанда, Танзания), Южной Америке (Перу, Боливия), Индии, Непале, Бутане…, наряду с исследователями, антропологами, этнографами, я изучал разные культуры через проживание в них. И, практически на своём примере, сделал вывод, что наставники — это проводники в новый социокультурный слой. Приведу слова того же Экзюпери. Он писал: в пустыне ты стоишь ровно столько, сколько стоят твои божества. Позволю себе наглость изменить этот посыл: стоишь столько, сколько стоят твои наставники! Отсюда вторая моя рекомендация: надо не рекомендательные письма предыдущего работодателя читать, которые зачастую не отражают реальных причин смены работы, а спрашивать мнение наставников и учителей.

 

- Кто станет этим заниматься?

 

- О, а вот это очень важный вопрос. Мир не состоит из учеников и наставников, он состоит из отношений между ними. И человечество развивается через установление новых отношений с миром. Миром, в котором путешественники (как и сотрудники, коллеги) не строят новую реальность, а строят новые связи. Это как количество нейронов в мозге. Оно всегда остаётся прежним, но с течением жизни меняется количество нейронных связей между ними. Чем их больше, тем широта нашего мышления шире. А чем больше наших связей в жизни, тем мы становимся социально и культурно богаче. И, естественно, эффективнее в совместной деятельности, работе.

 

Путешественники, и коллеги по работе формируют свою структуру отношений в диалоге культур, тем самым рисуя и изменяя картину мира. В этот момент в команде проявляются очень мощные растаскивающие эволюционные силы, расширяющие пространство психизма и трансценденцию (то, что принципиально недоступно опытному познанию), и порождают новые смыслы.

 

К примеру, на работу пришёл устраиваться сотрудник, побывавший до этого в десятках компаний. Это не «бегунок», как принято считать, а ищущий СВОЮ культуру! И не факт, что у вас он её найдёт. Но, для руководителя – наличие другого (иного, инакомыслящего) всегда шаг к развитию! Видя его инаковость, мы укореняемся в желании оставаться уникальными, но при этом начинаем видеть мир в полноте и разнообразии, понимая, что можем и сами менять мир, людей, себя. Из этого следует третья рекомендация: надо искать и принимать на работу не тех, кто «такие же, как мы», а иных – это сформирует полярность мнений и позволит сделать шаг к развитию.

 

- Боюсь, мало кто примет к сведению ваши смелые суждения…

 

- Они будут интересны тому, кто действительно хочет развиваться. Но я не обо всём ещё рассказал. Продолжу. Научным образом доказать ни наличие, ни отсутствие в жизни человека его предназначения - невозможно. Есть оно у человека или нет - вопросы не науки, а веры. В былые времена сын короля воспитывался, как будущий король, в нём развивали способности, умения и манеры, необходимые для королевского правления. Сын купца имел с детства другое предназначение - продолжить дело отца. Сыну воина было предназначено расти, как воину. Это все - социальные предназначения, которые в наше время довольно редки. Дети уже со школьных лет сами могут участвовать в определении своего жизненного пути. Их, сейчас, волнует личностное предназначение. В более взрослом возрасте начинает проявлять себя идея биологического предназначения – перенос генофонда в следующее поколение. Но, в дальнейшем, на протяжении жизни продолжают себя искать люди, которым мало социального, биологического и даже личного предназначения. Они говорят о его мистическом варианте - якобы настоящего, подлинного жизненного пути, предначертанного человеку некой высшей силой. Поэтому я бы предложил (это четвёртая рекомендация), принимая сотрудника на работу, выяснить у него самое главное – кем он себя видит? По его отношению к тому или иному предназначению станет ясно, не кто он по жизни, а как он может себя проявить в компании (путешествии) лучшим образом.

 

- И к чему мы пришли?

 

- Мы пришли к теме ВЫБОРА! Он есть у каждого человека. Одни выбирают путь, живя богатой внутренней жизнью, выражаясь в искусстве, творчестве, ремесле, своей профессии. Других привлекает желание проверить себя и узнать себя другого через погружение в инаковую среду, запрограммировано умереть в своих глазах и воспарить вновь, как птица Феникс. Изжить себя целиком и полностью, а потом собрать в осколках тысячи зеркал, но уже другого – нового! Кто-то выбирает уют домашнего очага, занимается воспитанием детей, взращиванием сада. А кто-то погружает себя в неизвестность, влекомый походом за горизонт, – это полное отречение от себя физического и противопоставление своего выбора опасности смерти…


Суть этого различения в том, что человек выбирая на протяжении жизни, перерабатывает хаос приоритетов в сложный порядок ценностного уклада. Настолько стройного, что зрелая личность даже готова принести себя в жертву. Это важно для коллективной работы. Если следовать моим рекомендациям, то сотрудники, осознанно сделавшие свой выбор, поступают именно так – самоотверженно, героически, служа общему делу, общим целям, а не только руководителю!

 

Хотите понять этот выбор, задайте вопрос для кого он старается? Ответ укажет направление выбора безошибочно. Пример: две санитарочки моют пол. На вопрос, зачем? Одна ответит – чтобы 15 числа получить зарплату, а другая – чтобы было чисто. И та и другая 15 числа получат зарплату… Но, разница между ними очевидна, не так ли? Итак, пятая рекомендация гласит: знание о приоритетах сотрудников позволяет объединить усилия в коллективной работе.

 

Эти пять рекомендаций дадут руководителю возможность определить фронт управленческих решений, которые он способен осуществить, не будучи одиноким, а работая в команде. Тогда парус его бизнеса наполнится попутным ветром!

 

Сергей Викторович, и что все пять рекомендаций, которые названы здесь, вы использовали, чтобы создать свою команду?

 

Поверьте на слово, мне удалось это сделать, собрав дружный коллектив и создав медицинскую корпорацию, с филиалами в Тюмени и Москве. Опыт путешественника сыграл в этом немаловажную роль. Причем, говоря о путешествиях, я не имею в виду выезд на море, где только пляж, еда и анимация. Путешествие – это познание мира и себя в нём. Это приключение, выход из комфортной среды, новые ни с чем обыденным не сравнимые впечатления, сам поиск которых уже первый шаг к развитию, а обретение их настоящая благодать.

           

Ещё в блоге:

Механизм кожного зуда
Механизм кожного зуда

Поскольку чувство зуда является полностью субъективным ощущением, задачей дерматолога становится не только как можно более точное изучение жалоб больного, но и понимание объективных механизмов зуда... об этом и поговорим

Смотри, что берёшь, иначе... выздоровеет!
Смотри, что берёшь, иначе... выздоровеет!

Мало кто из моих коллег помнит то славное время, когда применялся не только основанный на объективном знании комплексный подход в лечении заболеваний кожи и санации инфекций передающихся половым путём, но и использовались при этом иммуностимуляторы, особенно для лечения поздних форм сифилиса. Байки из триппер-бара продолжаются…

Гориллы–«убийцы»

В подборке утренних новостей в мире, читаю сегодня новостную заметку о том, что «в очередной раз самец гориллы убил человека…» Поразительная однобокость посыла! Теперь большинство людей, читающих хотя бы по утрам, будут думать, либо усилят свои представления, об агрессии этих исчезающих, как вид, приматов. Это вызвало во мне желание рассказать, как однажды, 7 лет назад, находясь в составе экспедиции Живая Параллель в Африке, будучи в коротеньком переходе через джунгли Руанды, наш проводник вдруг резко остановился и быстром движением руки остановил всю шеренгу исследователей. Читать далее...

Человек рискующий – человек играющий...
Человек рискующий – человек играющий...

Неожиданное интервью получилось из разговора с журналистом газеты Тюменские Известия Ириной Тарабаевой... весь текст беседы