В 2014 году принял участие в создании атласа болезней кожи.
Гереро — это народ банту-языковой группы, проживающий преимущественно в центральной и северной части Намибии, а также частично в Анголе и Ботсване. Их численность в Намибии — около 250 000 человек. Они наиболее известны:
трагическим геноцидом, устроенным Германией в начале XX века,
уникальными женскими костюмами в викторианском стиле

Гереро и Химба тесно связаны исторически, культурно и лингвистически, но пошли разными путями. При этом влияние Гереро на Химба остаётся значительным до сих пор,
они проживают и ведут совместную деятельность с племенем Химба, которое отпочковалось от Гереро в самостоятельный этнос сравнительно недавно, примерно в XVIII веке, переселившись на северо-запад (район Кунене)
причины отделения очень банальны: поиски лучших пастбищ и воды, миграции, вызванные засухами и конфликтами, а позже — колониальное давление,


Гереро традиционно занимаются разведением крупного рогатого скота, особенно коричневых коров — предмета гордости. Предполагается, что Гереро и соответственно Химба пришли из Кении, поскольку очень схожи с Масаи в языке и культуре,
Скот — не только еда и доход, но и мерило богатства, брачного выкупа и престижа.

Коровье молоко — сакральный продукт: его никогда не кипятят и не солят.
Один из самых поразительных символов гереро — традиционное платье, напоминающее викторианское платье XIX века: с кринолином, широкими рукавами и длинной юбкой.
Дополняется головным убором в виде символической коровьей головы. Гереро придают большое значение коровам даже в снах, считая это событие посланием предков.
После контакта с европейцами Гереро частично приняли западную культуру, особенно в одежде и христианстве, а Химба, напротив, намеренно отказались от изменений.
При этом6 цвет и стиль платья женщины может говорить о её социальном статусе, принадлежности к определённому клану, участии в определённой церемонии, в точности, как украшения у Химба :)

Стиль в одежде Гереро заимствовали у немецких миссионеров и превратили его в символ сопротивления и гордости. Это парадокс – западное платье стало африканским символом идентичности и антиколониальной памяти.

После восстания гереро против немецких колонизаторов, кайзеровская армия устроила один из первых геноцидов XX века.
По приказу генерала фон Трота, Гереро были вытеснены в пустыню Калахари, были отравлены их источники воды и были построены концлагеря, включая на острове Шарк.
Из 80 000 Гереро погибло до 80% населения. Германия признала геноцид в 2021 году, предложила компенсацию, но гереро требуют репараций и возвращения земли.
Но, история отвлекла нас...
В отличие от женской одежды, мужской костюм Гереро гораздо скромнее и состоит из набедренной повязки, некоторых украшений и обязательного ношения оружия
Может быть поэтому общество у Гереро делится на матрилинейные кланы (eanda), которые играют важную роль в распределении земли и скота, выборе брачных партнёров, передаче наследства. Иными словами – женщина рулит, хоть и зачастую, просто сидит :)
Гереро — синкретики: сочетают традиционные африканские верования с христианством.
Уважают предков, верят в их постоянное присутствие. Проводят ритуалы у могил, приносят молочные дары.
Говорят на отджихереро, языке банту-группы, активно сохраняя язык и преподавая его в школах и семьях. Химба, в свою очередь, говорят отджихимба. Поэтому, понять им друг друга не сложно.

Несмотря на урбанизацию и колониальные травмы, Гереро активно сохраняют национальную гордость.
Каждый год в августе проходит "День памяти гереро" (Herero Day) в городе Окахандья: парад, речи, молитвы на местах захоронений и праздник в традиционных одеждах, как форма национального самоуважения. Причем, танцуют Химба, а Гереро просто радуются...
Проживая в общине, невольно замечаешь, что Гереро более урбанизированы, они менее заинтересованы в общении, демонстрируют снобизм без оснований на него. Возможно от того, что занимают административные и религиозные позиции, а Химба продолжают учиться у Гереро, посещают их школы, участвуют в их политических собраниях.
Кстати, у представителей обоих племен часто бывают смешанные браки, особенно в районах переходных зон.
Генетически гереро и химба почти идентичны, но социальные роли, религия и внешний вид сделали их разными культурами. Это показывает, как культура может разойтись даже при общей этногенетической базе. Такое противостояние делает оба народа взаимно важными культурными полюсами в Намибии, что стало основой сохранения уникального социума, в котором:
Гереро — символ адаптации и модернизации и их викторианская одежда — почти политический манифест.
Химба — символ традиции и архаики, где охра на коже говорит: «Мы не сдадимся модернизации».
Ах, да, я обещал, но забыл рассказать, как они вместе строят поилки для слонов и людей. Но, я продолжу... :)
«О России я могу писать только в Риме. Только там она представляется мне вся, во всей своей громаде», — признавался Гоголь Плетневу, тому самому, что познакомил его с Пушкиным. Почему именно Рим? Почему именно Италия? Разве это всего лишь страсть к хорошей обуви, от которой Гоголь так и не избавился до конца жизни? Вряд ли. Попробуй удержись, не возрази Писателю! А может, написать об Италии, находясь здесь, в России, среди её просторов и душ? Но ведь нет ничего сложнее.
Необходимость в создании препаратов, обладающих одновременно антибактериальным и репаративным эффектом, остается актуальной... читать статью
В статье показано, что проблемы отрасли здравоохранения имеют стратегический характер, поэтому существенное влияние на базовые показатели отрасли (заболеваемость, продолжительность жизни и трудоспособность населения) могут оказать только стратегические решения о её развитии. Выявлена концептуальная природа состояния отрасли, обосновывающая необходимость её концептуального проектирования. Предложен сценарий инновационного обновления отрасли на основе концептуальных технологий, учитывающий системный подход и культурный контекст в их неотделимости.
Ключевые слова: отрасль здравоохранения, концептуальное проектирование, инновационный сценарий, системный подход, культурный контекст