Стаффордширский бультерьер является самой популярной породой в Лондоне.
При том, что составляющие патогистологическую структуру различных клинических форм экземы однотипны, их выраженность определяется остротой процесса, скоростью развития воспаления и… индивидуальными особенностями иммунной системы пациента.
Вкратце, после контакта с экзо- или эндогенным аллергенами (о механизме которого мы ещё поговорим), в эпидермисе развиваются внеклеточный и внутриклеточный отек с дистрофией эпидермоцитов, между клетками эпидермиса возникают полости, наполненные серозной жидкостью – везикулы. В свою очередь, дерма также отекает преимущественно в сосочковом слое, а кровеносные и лимфатические сосуды расширяются и окаймляются инфильтратами из лимфоцитов, нейтрофилов, эозинофилов и тучных клеток. В дермоэпидермальной зоне появляются дефекты в базальной мембране, что резко увеличивает перемещение серозной жидкости и форменных элементов крови из дермы в эпидермис — экзоцитоз.

Серозные колодцы, если можно так выразиться, функционируют в результате того, что к ним через межклеточные промежутки эпидермиса в изобилии поступает серозная жидкость из отечной дермы. Поскольку повышение проницаемости сосудистых стенок строго индивидуально в объёме своей выраженности, а также в связи с тем, что этому процессу способствуют гипофизарно-надпочечниковая недостаточность, которая тоже индивидуальна, на данном этапе закладываются различия и в клинической картине заболевания на момент осмотра.
Так, розово-красные пятна, сливаясь друг с другом и быстро увеличиваясь в количестве и размерах, образуют диффузную эритему, за счет отечности приподнятую над окружающей кожей – эритематозная стадия.
На фоне эритемы возникают мелкие отёчные папулы розово-красного цвета и тестоватой консистенции — наступает папулезная стадия.
Далее, папулы трансформируются в пузырьки (везикулы), содержащие стерильное серозное содержимое — везикулезная стадия.
Пузырьки, вскрываясь, обнажают ярко красные эрозии, непрерывно отделяющие прозрачный серозный экссудат – экзематозные колодцы Монро, которые сливаясь, образуют сплошные очаги красного цвета, а стекающий экссудат с их поверхности, пропитывает повязку и белье — мокнущая стадия. Это кульминация развития острой экземы.

Далее, воспаление начинает угасать, прекращается появление новых пузырьков, серозный экссудат подсыхает в корки и заболевание переходит в крустозную стадию.
Под корками постепенно восстанавливается роговой слой, окраска очагов становится синюшно-розовой, корки отпадают, развивается шелушение отрубевидными чешуйками — сквамозная стадия.
Постепенно кожа приобретает нормальную окраску, шелушение прекращается, что свидетельствует о регрессе острой экземы.
Эти стадии нашли своё отображение в, так называемом, треугольнике Крейбиха.

Следует отметить, что на эритематозно-отечном фоне можно наблюдать одновременное наличие папул, везикул, серозных колодцев, корок и чешуек, это и есть, так называемая картина эволюционного полиморфизма. Но, первичный морфологический элемент всегда пузырек.
Однако, развитие экземы не обязательно проходит все стадии в данной последовательности. Везикулезная, минуя мокнутие, может переходить в крустозную и сквамозную стадии, а эритематозная или папулезная стадия могут завершиться шелушением и полным разрешением заболевания, что также указывает на необходимость выхода к более строгому различению индивидуальных особенностей кожи пациентов. Особенно при планировании лечения..
В прошлый раз мы остановились на том, что в ответ на длительное расчесывание, кожа утолщается и это приводит к снижению порога восприятия зуда. Таким образом, возникает своеобразный «порочный круг», который объясняет трудность терапии кожного зуда, но механизм «чем больше пациент чешет, тем больше ему хочется», не единственный... читать далее
В прежние времена, будь то в СССР или Англии, чтобы позвонить из автомата на улице, мы платили денежку и несколько минут у тебя было для разговора. Куда подевалось это прекрасное условие? есть предложение
Conversation on Facebook:
– Where are you?
– Travelling.
– Where this time?
– Where cannibals live.
– ...How are you?
– All parts of my body still belong to me!:)
Seems funny? Click the "like" button. Somebody will say – it can’t be true, what cannibals these days?! A year later after we spent 3 weeks in company with true cannibals as participants of the expedition "Live Parallel in Papua New Guinea", I can hardly believe it myself. Shall we remember it together?