______________
СПРАВОЧНО
Изобилие, которым характеризуется рынок косметических средств обуславливает высокий уровень конкуренции производителей. Надо отметить, что косметические средства прочно вошли в ассортимент не только специализированных магазинов, но и аптечных организаций, составляя 15 % и более от общего объема товаров, при ежегодном темпе прироста около 20 %, когда каждый третий покупатель, наряду с лекарственным средством, приобретает и косметическую продукцию [1]. Очевидно, что технологии маркетинга значительно преувеличивают реальную результативность потребительских свойств косметических средств, зачастую, вводя покупателя в заблуждение в отношении их эффективности.
Желание производителей скорее начать реализацию своих продуктов оправдано и объяснимо. Разработка рецептуры, использование технологий синтеза высокоактивных веществ, высокие требования к квалификации персонала, участвующего в производстве косметического средства и многое другое формируют колоссальные затраты ещё на этапе разработки. Что уж говорить о затратах на транспорт в торговые сети, продвижение товара, его рекламу, формирование и поддержание спроса. Всё это, в своей совокупности, формирует «плавающую» себестоимость и «кассовые разрывы» в реализации произведенной продукции. Вместе с тем, насыщенность рынка, высокие цены товаров известных западных фирм, низкое качество дешевых подделок вынуждают производителей повышать конкурентоспособность своей продукции и экономить одновременно [1].
С целью снижения затрат производители вынуждены экономить не только на сырье и технологиях, а следовательно, на качестве производимой̆ ими продукции [11], но и на всех последующих этапах подготовки её реализации, включая оценку эффективности. Не удивительно, что заявленные производителями свойства косметических средств, направленность их действия и гарантируемые потребителю эффекты, далеко не всегда подтверждены.
Согласно решению комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 799 «О принятии технического регламента Таможенного союза – ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»», нормативными документами для осуществления контроля безопасности косметических средств в Российской Федерации, являются технические условия, стандарты производства организаций-производителей в соответствии их требованиям ГОСТов и протоколы лабораторных испытаний [9]. Контролирующим органом за исполнением требований ТР ТС 009/2011 к готовой продукции является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [5]. Согласно данному техническому регламенту предусмотрено две формы оценки соответствия: государственная регистрация и декларирование соответствия требованиям безопасности.
Для получения свидетельства о государственной регистрации производитель (им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан предоставить пакет документов в управление Роспотребнадзора, в котором обязательно должны содержаться протоколы испытаний и документы, подтверждающие потребительские свойства косметического средства, заявленные в маркировке потребительской тары. Прохождение трёх этапов государственной регистрации, включающие рассмотрение заявления и экспертную оценку документации, завершается внесением в единый реестр свидетельства о государственной регистрации и выдачей его заявителю. Это даёт право на производство и продажу продукции, однако по умолчанию считается, что производитель несёт полную ответственность за достоверность предоставленных им данных [2].
Государственной регистрации подлежит:
- парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара и/или отбеливания (осветления) кожи, для химической завивки, распрямления, химического окрашивания, осветления и мелирования волос, для депиляции, для индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов и произведенная с использованием наноматериалов;
- косметика для татуажа, интимная косметика, детская косметика;
- фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта – 0,05%), средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% - 6,0%;
- пилинги.
При этом, с 1 июля 2012 г. была прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации на декоративную косметику и косметику по уходу за лицом, телом, волосами взрослых. Эта мера была заменена декларированием соответствия требованиям безопасности.
Чтобы получить декларацию соответствия, производителю необходимо собрать идентичный пакет документов, но дополнительно к нему приложить перечень ингредиентов, с указанием их концентрации, и предоставить в аккредитованный орган по сертификации. Согласно тому же ТР ТС 009/2011, к оцениваемым показателям безопасности относятся: состав, физико-химические, микробиологические, токсикологические показатели, условия производства, потребительская тара и маркировка продукции [9]. Если показатели не превышают предельно допустимых концентраций, о чем будет свидетельствовать Протокол лабораторных испытаний, то производитель получает право свободно реализовывать свою продукцию в странах Таможенного союза и Российской федерации [7].
Важно понимать, что в Техническом регламенте содержатся исключительно требования к безопасности продукции. Объективная оценка эффективности потребительских свойств, которые представляют наибольший интерес для покупателей, не регламентируется, но остаётся на совести производителя. И только!
Вместе с тем, современные косметические средства являются многокомпонентными по составу продуктами, где помимо натуральных компонентов используются множество синтетических и биологически активных веществ, завышенные концентрации которых могут нести в себе угрозу для здоровья человека [2].
Применяемый сегодня социологический метод устного опроса потребителей, с предоставлением образцов продукции и заполнением анкет по факту их применения, на наш взгляд, субъективен и недостаточен для обозначения гарантированности заявленных производителем эффектов.
При этом, ассортимент косметических средств, подлежащих декларированию на соответствие безопасности, группируется на изделия лечебно-гигиенические и декоративные. В основе этого различения лежит целевое назначение косметического средства, вид сырья для производства основного действущего вещества, объем или масса фасовки и вид упаковки [4; 12]. Так, в одном исследовании рынка было показано, что 68% реализуемой косметики приходится на лечебно-гигиеническую и 32% на декоративную [1].
При этом, ассортимент косметических средств колоссален, разнообразен и постоянно обновляется, предлагая различные потребительские свойства [1; 3]. Последние также разделяются по эффективности действия и безопасности [10]. Разумеется, что наиболее важными для потребителя являются свойства, определяющие эффективность действия средства. Они проявляются эффектом улучшения состояния кожи, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже, что в свою очередь, способствует повышению упругости и эластичности кожи, улучшению её цвета, разглаживанию морщин. Зачастую, эти эффекты только выражены в словах на упаковке средства, без оснований на то.
Компонентами рецептуры косметических средств, определяющими её эффективность, являются прежде всего биологически активные вещества. Их действие основано на способности вмешиваться в определенное звено метаболических процессов в коже и ее придатках и оказывать целенаправленный (противовоспалительный, увлажняющий) эффект. Биологически активные вещества подбираются с учетом назначения косметических средств. Это могут быть отдельные ингредиенты или синтезированные композиции одной направленности (например, вызывающие омолаживающий эффект) или нескольких (вызывающие комплексные эффекты: кератолитический, противовоспалительный, иммуномодулирующий и т.д.) [6]. При разработке косметических средств с биологически активными веществами важно не перейти границу эффективности, после которой косметическое средство трансформируется в лекарственный препарат со всеми вытекающими требованиями к производству и обороту лекарств [2].
Это обстоятельство влечет за собой возрастающую ответственность производителей и реализаторов косметических средств, рамки которой могут быть существенно конкретизированы исследованиями кожи с экспертными заключениями специалистов по фактам применения косметических средств добровольцами. Поэтому оценка эффективности потребительских свойств косметической продукции выглядит актуальной задачей. Развитие этого направления позволит усилить работу по борьбе с фальсифицированной продукцией, объём которой колеблется в пределах от 30 до 60% [2]. Производителям это позволит производить косметические средства, спрос на которые превышает предложение, а реализаторам повысить грамотность продавцов и консультантов в части потребительских свойств предлагаемых покупателям товаров.
Наиболее объективным методом оценки потребительских свойств косметических средств является экспертный метод [11], основанный на использовании компетентными специалистами оборудования, способного фиксировать параметры кожи у добровольцев при исследовании эффективности используемых средств. Под эффективностью мы понимаем степень воздействия косметического средства на функциональные показатели кожи: влажность, эластичность, уровень сальности, pH, профиль (ширина и глубина морщин), степень регенерации и др. Косметическое средство должно обладать заявленными в сопроводительных и рекламных материалах свойствами, т.е. отбеливающий крем в действительности должен устранять гиперпигментацию кожи, антивозрастной крем повышать её эластичность, увлажняющий крем увеличивать содержание влаги в коже и т.д. Результаты таких исследований относительно не затратны, но при этом позволят косметическим средствам выглядеть достоверно привлекательнее для потребителя и, тем самым, повысить спрос и реализацию.
Надо сказать, что инициатива развития аккредитованных лабораторий для проведения исследований эффективности косметических средств не нова [1; 8]. Но до сих пор, подобные исследования являются следствием личной заинтересованности руководителей организаций-производителей и компаний-реализаторов косметических средств и движимы глубоким осознанием ответственности перед потребителем.
Вышеизложенное определило цель предоставляемой нами услуги – привлечение внимания производителей и реализаторов косметических средств к оценке их эффективности путём проведения аппаратных исследований с участием добровольцев и подготовкой отчета об их результативности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ахмеджанова, Ф. А. Совершенствование структуры ассортимента и качества косме-тических товаров // Ф. А. Ахмеджанова / Архивариус. – 2021. – Т. 7. – №. 2 (56). – С. 77–80.
- Графушин, Р. В. Система подтверждения соответствия парфюмерно-косметической продукции в РФ // Р. В. Графушин, А. Ю. Петракова, С. Г. Комарова / Успехи в хи-мии и химической технологии. – 2020. – Т. 34. – №. 3 (226). – С. 71–73.
- Дорофеева, В. В. Нормативное регулирование обращения косметических товаров // В. В. Дорофеева / Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. – 2006. – №. 7. – C. 6–10.
- Косолапова, Н. В. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: учебное по-собие // Н. В. Косолапов / – М.: Издательский Центр «Академия», – 2010. – 164 с.
- Немятых, О. Д. Современная система оценки качества косметических средств в Рос-сийской Федерации / О. Д. Немятых, А. И. Фитисова // Сборник материалов V Все-российской научно-практической конференции с международным участием – 2017. – С. 290–292.
- Маяцкая, Т. В. Подтверждение эффективности косметических средств // Т. В. Маяц-кая / Контроль качества продукции. – 2016. – № 3. – С. 48–52.
- Панкина, Г. В. Оценка соответствия продукции в ЕАЭС // Г. В. Панкина, О. И. Ле-мешева / Академия стандартизации, метрологии и сертификации АСМС. – Москва: АСМС. – 2017. – С. 148.
- Свекольникова, О. Ю. Сравнительная оценка качества кремов для рук разных изго-товителей // О. Ю. Свекольникова / Управление ассортиментом, качеством и конку-рентоспособностью товаров и услуг: сб. тр. науч.-практ. конф. – Энгельс: ПКИ, – 2015. – С. 48–49.
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности пар-фюмерно-косметической продукции» от 23 сентября 2011 года № 799 (ред. от 29.08.2017).
- Финаенова, Э. В. Исследование потребительских свойств косметических кремов для лица / Э. В. Финаенова, О. Ю. Свекольникова / Наука и общество. – 2018. – №. 1 (30). – С. 172–176.
- Финаенова, Э. В. Методология оценки конкурентоспособности и потребительских свойств косметических средств по уходу за кожей // Э. В. Финаенова, О. Ю. Све-кольникова / Промышленность: экономика, управление, технологии, – №. 3 (72), – 2018. – C. 85–89.
- Яковлева, Л. А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов // Л. А. Яковлева, Г. С. Кутакова / – М: – 2015. – 285 с.