
The other day I happened to freeze my hands. Yes, not that frostbite, and not frostbite at all, but so, slightly freeze. All right, all right-my gloved fingers froze, so I remembered a story told by a patient at the reception.
Возможность исследовать эффективность средств для кожи по заказу компаний-производителей открылась после публикации Правил клинической практики в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минздрава РФ №200-н от 1 апреля 2016 г. Это осуществляется регистрацией параметров состояния кожи добровольцев, применяющих данные средства. Исследования проводятся в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р52379-2005, техническим регламентом использования приборов, внесенных в Государственный реестр средств измерений и в рамках Лицензия на медицинскую деятельность по специальности дерматология и косметология.
Исследования осуществляются анамнестическими, визуальными с фотофиксацией и экспертными методами оценки свойств кожи:
Всему парку оборудования проводится калибровка перед каждым измерением. Все замеры проводятся в специальном помещении при стандартных условиях: +22°C и 42% относительной влажности.
Каждый доброволец-участник исследования собственноручно заполняет и подписывает Карту первичного опроса и регистрации результатов исследования для оценки возможности принять участие в исследовании и для формирования групп сравнения.
Неотъемлемым условием участия в исследовании косметических средств, является наличие объективных показаний к применению заявленных свойств для исследования.
Основанием для исследования всегда является техническое задание от производителя косметического средства.
Ожидаемым результатом заказчика исследования является получение сведений об эффективности разработанных косметических средств.
Организация-производитель или разработчик предоставляет продукцию для исследования согласно дизайна исследования и технического задания в полном объеме. На каждую единицу должен быть получен паспорт безопасности и продукт должен быть внесен в Регистр паспортов безопасности РФ.
По результатам исследования формируется подробный отчет, содержащий данные, снимаемые с приборов диагностики, сведение полученных данных в таблицы со статистической обработкой результатов дискриптивными методами в виде средней арифметической и ее стандартной ошибки (M±m), с применением t-критерия Стьюдента для определения статистической значимости различий средних величин с нормальным распределением исходных данных (уровень значимости р<0,05).
Пример измерения 1. Объект регистрации состояний кожи – скуловая область и нижняя треть лица, корнеометрия
Пример измерения 2. Кутометрия скуловой области лица и фотофиксация, репортаж
Проводится подробный анализ информации и построение диаграмм для визуализации результатов исследований. На этом основании делаются выводы по каждому этапу исследования, общее заключение, формируется официальный отчёт об исследовании.
Согласно Статье №41 закона 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регламентирующего экспертную деятельность, экспертиза косметических средств может осуществляться негосударственной организацией или частным экспертом, обладающим специальными знаниями в данной предметной области.
Исследования проводят
Если вас заинтересовала данная услуга, то напишите письмо-запрос на mail@goltsovs.ru и мы подготовим для вас дизайн исследования и расчет стоимости оценки эффективности разработанных вами косметических средств.
______________
СПРАВОЧНО
Изобилие, которым характеризуется рынок косметических средств обуславливает высокий уровень конкуренции производителей. Надо отметить, что косметические средства прочно вошли в ассортимент не только специализированных магазинов, но и аптечных организаций, составляя 15 % и более от общего объема товаров, при ежегодном темпе прироста около 20 %, когда каждый третий покупатель, наряду с лекарственным средством, приобретает и косметическую продукцию [1]. Очевидно, что технологии маркетинга значительно преувеличивают реальную результативность потребительских свойств косметических средств, зачастую, вводя покупателя в заблуждение в отношении их эффективности.
Желание производителей скорее начать реализацию своих продуктов оправдано и объяснимо. Разработка рецептуры, использование технологий синтеза высокоактивных веществ, высокие требования к квалификации персонала, участвующего в производстве косметического средства и многое другое формируют колоссальные затраты ещё на этапе разработки. Что уж говорить о затратах на транспорт в торговые сети, продвижение товара, его рекламу, формирование и поддержание спроса. Всё это, в своей совокупности, формирует «плавающую» себестоимость и «кассовые разрывы» в реализации произведенной продукции. Вместе с тем, насыщенность рынка, высокие цены товаров известных западных фирм, низкое качество дешевых подделок вынуждают производителей повышать конкурентоспособность своей продукции и экономить одновременно [1].
С целью снижения затрат производители вынуждены экономить не только на сырье и технологиях, а следовательно, на качестве производимой̆ ими продукции [11], но и на всех последующих этапах подготовки её реализации, включая оценку эффективности. Не удивительно, что заявленные производителями свойства косметических средств, направленность их действия и гарантируемые потребителю эффекты, далеко не всегда подтверждены.
Согласно решению комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 799 «О принятии технического регламента Таможенного союза – ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»», нормативными документами для осуществления контроля безопасности косметических средств в Российской Федерации, являются технические условия, стандарты производства организаций-производителей в соответствии их требованиям ГОСТов и протоколы лабораторных испытаний [9]. Контролирующим органом за исполнением требований ТР ТС 009/2011 к готовой продукции является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [5]. Согласно данному техническому регламенту предусмотрено две формы оценки соответствия: государственная регистрация и декларирование соответствия требованиям безопасности.
Для получения свидетельства о государственной регистрации производитель (им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан предоставить пакет документов в управление Роспотребнадзора, в котором обязательно должны содержаться протоколы испытаний и документы, подтверждающие потребительские свойства косметического средства, заявленные в маркировке потребительской тары. Прохождение трёх этапов государственной регистрации, включающие рассмотрение заявления и экспертную оценку документации, завершается внесением в единый реестр свидетельства о государственной регистрации и выдачей его заявителю. Это даёт право на производство и продажу продукции, однако по умолчанию считается, что производитель несёт полную ответственность за достоверность предоставленных им данных [2].
Государственной регистрации подлежит:
При этом, с 1 июля 2012 г. была прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации на декоративную косметику и косметику по уходу за лицом, телом, волосами взрослых. Эта мера была заменена декларированием соответствия требованиям безопасности.
Чтобы получить декларацию соответствия, производителю необходимо собрать идентичный пакет документов, но дополнительно к нему приложить перечень ингредиентов, с указанием их концентрации, и предоставить в аккредитованный орган по сертификации. Согласно тому же ТР ТС 009/2011, к оцениваемым показателям безопасности относятся: состав, физико-химические, микробиологические, токсикологические показатели, условия производства, потребительская тара и маркировка продукции [9]. Если показатели не превышают предельно допустимых концентраций, о чем будет свидетельствовать Протокол лабораторных испытаний, то производитель получает право свободно реализовывать свою продукцию в странах Таможенного союза и Российской федерации [7].
Важно понимать, что в Техническом регламенте содержатся исключительно требования к безопасности продукции. Объективная оценка эффективности потребительских свойств, которые представляют наибольший интерес для покупателей, не регламентируется, но остаётся на совести производителя. И только!
Вместе с тем, современные косметические средства являются многокомпонентными по составу продуктами, где помимо натуральных компонентов используются множество синтетических и биологически активных веществ, завышенные концентрации которых могут нести в себе угрозу для здоровья человека [2].
Применяемый сегодня социологический метод устного опроса потребителей, с предоставлением образцов продукции и заполнением анкет по факту их применения, на наш взгляд, субъективен и недостаточен для обозначения гарантированности заявленных производителем эффектов.
При этом, ассортимент косметических средств, подлежащих декларированию на соответствие безопасности, группируется на изделия лечебно-гигиенические и декоративные. В основе этого различения лежит целевое назначение косметического средства, вид сырья для производства основного действущего вещества, объем или масса фасовки и вид упаковки [4; 12]. Так, в одном исследовании рынка было показано, что 68% реализуемой косметики приходится на лечебно-гигиеническую и 32% на декоративную [1].
При этом, ассортимент косметических средств колоссален, разнообразен и постоянно обновляется, предлагая различные потребительские свойства [1; 3]. Последние также разделяются по эффективности действия и безопасности [10]. Разумеется, что наиболее важными для потребителя являются свойства, определяющие эффективность действия средства. Они проявляются эффектом улучшения состояния кожи, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже, что в свою очередь, способствует повышению упругости и эластичности кожи, улучшению её цвета, разглаживанию морщин. Зачастую, эти эффекты только выражены в словах на упаковке средства, без оснований на то.
Компонентами рецептуры косметических средств, определяющими её эффективность, являются прежде всего биологически активные вещества. Их действие основано на способности вмешиваться в определенное звено метаболических процессов в коже и ее придатках и оказывать целенаправленный (противовоспалительный, увлажняющий) эффект. Биологически активные вещества подбираются с учетом назначения косметических средств. Это могут быть отдельные ингредиенты или синтезированные композиции одной направленности (например, вызывающие омолаживающий эффект) или нескольких (вызывающие комплексные эффекты: кератолитический, противовоспалительный, иммуномодулирующий и т.д.) [6]. При разработке косметических средств с биологически активными веществами важно не перейти границу эффективности, после которой косметическое средство трансформируется в лекарственный препарат со всеми вытекающими требованиями к производству и обороту лекарств [2].
Это обстоятельство влечет за собой возрастающую ответственность производителей и реализаторов косметических средств, рамки которой могут быть существенно конкретизированы исследованиями кожи с экспертными заключениями специалистов по фактам применения косметических средств добровольцами. Поэтому оценка эффективности потребительских свойств косметической продукции выглядит актуальной задачей. Развитие этого направления позволит усилить работу по борьбе с фальсифицированной продукцией, объём которой колеблется в пределах от 30 до 60% [2]. Производителям это позволит производить косметические средства, спрос на которые превышает предложение, а реализаторам повысить грамотность продавцов и консультантов в части потребительских свойств предлагаемых покупателям товаров.
Наиболее объективным методом оценки потребительских свойств косметических средств является экспертный метод [11], основанный на использовании компетентными специалистами оборудования, способного фиксировать параметры кожи у добровольцев при исследовании эффективности используемых средств. Под эффективностью мы понимаем степень воздействия косметического средства на функциональные показатели кожи: влажность, эластичность, уровень сальности, pH, профиль (ширина и глубина морщин), степень регенерации и др. Косметическое средство должно обладать заявленными в сопроводительных и рекламных материалах свойствами, т.е. отбеливающий крем в действительности должен устранять гиперпигментацию кожи, антивозрастной крем повышать её эластичность, увлажняющий крем увеличивать содержание влаги в коже и т.д. Результаты таких исследований относительно не затратны, но при этом позволят косметическим средствам выглядеть достоверно привлекательнее для потребителя и, тем самым, повысить спрос и реализацию.
Надо сказать, что инициатива развития аккредитованных лабораторий для проведения исследований эффективности косметических средств не нова [1; 8]. Но до сих пор, подобные исследования являются следствием личной заинтересованности руководителей организаций-производителей и компаний-реализаторов косметических средств и движимы глубоким осознанием ответственности перед потребителем.
Вышеизложенное определило цель предоставляемой нами услуги – привлечение внимания производителей и реализаторов косметических средств к оценке их эффективности путём проведения аппаратных исследований с участием добровольцев и подготовкой отчета об их результативности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
The other day I happened to freeze my hands. Yes, not that frostbite, and not frostbite at all, but so, slightly freeze. All right, all right-my gloved fingers froze, so I remembered a story told by a patient at the reception.
Определившись с механизмом развития клинических форм экземы и её этиопатогенезом, мы имеем все основания обсуждать различия в подходах к лечению. Они прослеживается в этиологическом и патогенетическом компонентах терапии, поскольку детерминированы разными первопричинами... читать далее
Разобравшись в прошлый раз с механизмом этиопатогенеза, который уже на этом – раннем этапе понимания, определяет единые принципы лечения экземы независимо от её клинических разновидностей, на этот раз нам предстоит рассмотреть особенности развития хронического воспаления в дерме и эпидермисе, которые напротив, указывают на необходимость различий в подходе.