Казалось бы, что может быть общего между коренными народами Крайнего Севера и африканцами? При всем желании очень трудно найти сходство между ненцами, хантами и представителями племен датогов и масаи, проживающих в Танзании. С таким же успехом можно пытаться сравнить раскаленный африканский песок и жидкий азот, лед и пламя, жару и холод, черное и белое. Тем не менее, побывав во время недавней экспедиции в Африке, удалось увидеть то, что роднит народы, никогда не пересекавшиеся друг с другом.
Кожные и венерические болезни относятся к древнейшим заболеваниям человечества, сопровождавшим людей на всех этапах эволюции. Первые описания различных поражений кожного покрова и видимых слизистых оболочек были даны еще за несколько тысячелетий до нашей эры в Китае, Индии, Египте. Стоит отметить, что самый древний образец медицинской литературы, а именно глиняная табличка с шумерским текстом, найденная в Ниппуре (на территории современного Ирака), повествует о лечении именно кожных заболеваний. Текст, нанесенный на табличку, содержит рецепты различных мазей, пластырей, изготовленных из толченого панциря черепахи, растения нагаси, соли и горчицы. В состав некоторых мазей входит пиво.
Тогда же обсуждались возможные причины этих болезней, предлагались различные методы их лечения и профилактики. Естественно, что эти сведения, с точки зрения современной научной медицины, были крайне примитивными, но они сыграли необходимую роль в формировании дерматовенерологии как научной дисциплины. Позднее, в древние и средние века, учение о кожных и венерических болезнях получило развитие в трудах Гиппократа, Цельса, Галена, Авиценны в виде описания новых болезней, совершенствования методов их диагностики и лечения. Именно тогда появились такие термины, как «герпес», «трихофития», «карбункул», «псориаз», «лепра», «эктима» и «гонорея».
Переломным в развитии дерматовенерологии считается XVI век, когда на фоне общего развития науки и промышленности началось углубленное изучение структуры кожи, выпущено первое специальное руководство по кожным болезням (Меркуриалис, 1571), сделаны попытки унификации терминологии на основе клинических особенностей морфологических элементов сыпей.
В конце XVIII века появились первые обстоятельные и обоснованные классификации кожных болезней (Пленк, 1776). С этого периода началось выделение дерматологии в самостоятельную клиническую дисциплину со своими методами диагностики и лечения. В XIX веке в Европе и Северной Америке появились первые научные дерматологические школы. Представителями английской школы выпущены обстоятельные руководства по дерматовенерологии (Уиллен, Вильсон), создан первый дерматовенерологический атлас (Бейтмен), введено понятие дерматоза (Пламб), выделены абсолютные признаки позднего врожденного сифилиса (Гатчинсон), описано множество новых нозологий.
Биология и медицина стали развиваться настолько стремительно, что порой печатным изданиям уже не угнаться за развитием медицинской мысли. Мы живем во времени, когда переосмысливаются многие, казавшиеся нам классическими понятия, мы с завидной регулярностью слышим о новых открытиях в медицине, но забываем о том, что сопровождает врача в повседневном оказании медицинской помощи.
Не так давно я представил коллегам новый специализированный атлас «Дерматовенерология. Наблюдения в фотографиях», где продемонстрировал более 500 клинических случаев патологии кожи и слизистых оболочек, в том числе доброкачественных и злокачественных новообразований кожи, систематизированных по типичным для этих заболеваний первичным и вторичным морфологическим элементам.