Предыдущий разговор закончился на том, что морфологические изменения структуры кожи, изменяя его качественные характеристики, могут становиться стимулом к изменению психики пациента… читать далее
В любой культуре есть ритуалы, некоторые из них ориентированы на улучшение здоровья, как физического, так и психического. Опытом участия в одном из них я хочу поделиться.
В амазонских джунглях (сельве), в многовековой культуре племени индейцев Шипибо, есть употребление напитка аяуаска (отвар из лианы), в состав которого входит довольно мощный галюциноген. Да вы почитайте в интернете, много интересного обнаружите... я не об этом.
По приглашению шамана, мне довелось принять участие в ритуале. Сразу оговорюсь, в Перу это действо не запрещено законодательно, поскольку является элементом традиционной медицины и культуры, тем более, что своей уникальностью это привлекает гостей из других стран, ищущих оздоровление и приют духовных скитаний. Наша исследовательская тропа не могла быть проложена мимо этого культурного феномена.
Из сведений, что открыла всемирная сеть и по рассказам тех кто пробовал, ожидалось, что это будет путешествие в потусторонний мир длительностью четыре часа, обязательная встреча с когда то жившими родственниками, расширение сознания до четырёхмерного пространства, непременный вход в нирвану, озарение и при этом будет сопровождаться общим оздоровлением, избавлением от глистов, хронических болезней и душевных недуг. Как же тут устоять?
В назначенное вечернее время, когда последние лучики солнца, словно нехотя уползли в чащу леса, из которой сразу же полилась какофония ночных звуков джунглей, всех участников церемонии собрали в довольно приличном и очень большом шатре, где спокойно разместились 18 человек и шаман. После нескольких ритуальных действий и гашения свечей, освещавших шатер, каждому участнику налили по полстаканчика магического зелья по вкусу напоминающего богатейшую смесь трав и пряностей, а по консистенции как очень дорогой бальзам с приятным веусом и невероятно длительным послевкусием. А, вот ещё что, чуть не забыл - нас предупредили, что обязательным событием во время процедуры, будет... рвота и, простите, понос. Ну, думаю, не такая уж и большая плата за вход в нирвану.
И, началось... я, как исследователь, засёк время и, удобно расположившись на матрасике, принялся ждать, концентрируясь на происходящем в окружающей темноте. Слева от меня расположился какой то господин, судя по одежде, фенечкам, седой волосатости, собранной в косички, и манере поведения - очень продвинутый в шаманских делах. Надо отметить, что подавляющее большинство участников церемонии были достойные всяческих восхищений люди, со всех уголков планеты специально приехавшие к шаману, кто за оздоровлением, а некоторые за расширением сознания. Друзья, правда, всё это выглядело очень серьёзно. Однако...
Продолжая ждать, поглядывая на часы, я вспомнил, как известнейший русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, в своих трудах описывал действия опиума, проверяя его на себе, выкурив почти три десятка трубок подряд, при этом ведя дневник своих ощущений и состояний... Моё воображение мигом перенесло меня в образ великого путешественника-исследователя и, примерно час я размышлял об этом волнительном воспоминании, но... вдруг, аюуаска подействовала!
Рано обрадовались, нет-нет, не на меня, а на одного из участников, что напротив. Это было ознаменовано его радостной рвотой в таз. Мои грезы как ветром сдуло! Думаю, вот дела, сейчас шаман встанет и как скажет голосом командира самолета, дескать, нет ли среди пассажиров врача?! Вот я и устроюсь тут на реанимацию 18 иностранцев...
Но, другая мысль не давала покоя ещё раньше. Давно подозревал, что у меня масса недостатков, но никогда бы не подумал, что один из них зависть. Слушайте, друзья, я прямо обзавидовался этому парню, что так смачно блеванул. Вот же думаю свезло, он уже наверное в четырёхмерном измерении, вот и рвёт его сердешного. А я, видимо, дефективный какой то, сижу второй час, и ни в одном глазу.
Но, тут вмешался прошаренный господин слева, этот видимо сразу, без блевучки, рыбкой нырнул в пространственно-временной континуум, и уже у входа в нирвану решил притормозить и... спеть песню. Не прошло и полутора часов, от насала, как он, шумно повздыхав, немного посвистев губами и почмокав, видимо настраиваясь в тональности, затянул что то из этнического фольклора индейцев. Зависти моей уже не хватало места. Моя самооценка рухнула в бездну пропасти. Что же это такое? Мне что, подсунули несвежий напиток? Так нет же, с одного термоса лакали... так почему же я не пою и не блюю?! Когда же до меня то дойдёт?
От прослушивания песнопений, к которым кстати, подключилось ещё несколько участников, меня отвлек другой господин, который вдруг вскочил и, с трудом удерживаясь на ногах, побрел в... отхожее место, судя по характерному запаху оказавшееся не так далеко от шатра. За ним, потянулись еще несколько - это убило меня напрочь! Как же так? Одни, знаете ли, дрищут вдоволь коллективом, другие блюют себе всласть, третьи, ни с того ни с сего, музицировать начали... как в анекдоте, когда пациент спрашивает:
– Доктор, а я буду играть на скрипке после операции?
– Конечно, отвечат доктор.
– Ой, как здорово, а раньше я и не умел вовсе.
А как же я? Между прочим, как и все люди, которые не умеют петь, я очень это люблю. Кроме того, в студенчестве, по редкому случаю гулянок, я всегда побеждал в конкурсе заводной игрушки-блевунчика, а про третье проявление умолчу, но уверен, что и в этом я смог бы себя проявить. Ради расширения границ сознания, а почему бы и нет?!
Так нет же, третий час пошёл, а я как выхухоль из норы, пялюсь на всех и вся, чувствуя себя чужим на этом празднике жизни. Захотелось вскочить и заорать, эй ну дайте еще мне, что ли! Возьмите и меня полетать, я тоже всё это умею, у меня получится не хуже... А между тем, ритуал близился к концу, шаман уже охрип, и судя по тому, что стал слышен храп - все уже налетались в космосе, хорошенько облегчившись, а я не только не увидел иное измерение, но даже не принял участие в коллективном избавлении от нечистот. Вообщем, расстроился я, сильно...
Но, как потом мне сказал руководитель и автор нашей исследовательской экспедиции, профессор Теслинов:
- Сергей, ваша осознанность реальности мира гораздо выше этих ритуалов, а профессиональная рациональность мышления никогда не позволит вам принять кем то придуманную и веками культивированную традицию. Вам, как и всем настоящим исследователям, нужны более сильные вызовы - те, что по настоящему волнуют ищущий разум, и это далеко не биохимия галюциногенов.
Понятно, что кто то из участников церемонии получил гораздо больше в этом диалоге культур, я не склонен критиковать и даже больше скажу, что это невероятно богатый опыт, как для тех, кто приехал, так и для шамана - носителя многовековой традиции.
Обрадовало меня также и то, что некоторые мои коллеги по экспедиции, которые были приглашены к участию в церемонии, также как и я сам, остались только лишь в состоянии недоумения от обманутых ожиданий от знакомства с аяуаской. И мы, в добром здравии, хорошем настроении и активной исследовательской позиции, продолжили экспедицию изучающую закономерности развития культур по маршруту Перу-Боливия.