мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Культура – надбиологическая совокупность феноменов

Остаются считанные дни времени пребывания экспедиции Живая Параллель в Перу. Изучив тексты, увидев множество подтверждений мифов и обоснованности сведений об инках, встретившись с представителями разных социумов, возникших вследствии испанского завоевания, настало время разделить реальную жизнь с последними потомками инков. Благо, это оказалось реальностью, поскольку наш проводник Элвис, родом из народности кечуа, являющейся прямым наследником культурных традиций инков, видя нашу искреннюю (не туристическую) потребность пожить в культуре, любезно пригласил посетить его деревню.

Тепло и радушие, с которыми нас встретили кечуа, были обворожительны, а понижение высоты до 2900 метров «отпустило» наши головы и существенно добавило радости от происходящего, особенно при игре в футбол с местной детворой.

В основе социальной организации кечуа лежит... не поверите, друзья, опять микс, мы как то обсуждали, что самые удивительные вещи рождаются на стыке явлений, так и кечуа - это смесь индейской и крестьянской общины, которую объединяет кровное родство и веками занимаемая территория, совместный земледельческий и скотоводческий труд который реализуется, да-да... общинным распределением плодов матери-земли.

Но, оказалось, что миксование не исчерпывается только социальной сферой, кечуа практикует синкретизм, я имею ввиду религиозный синкретизм – смесь андской и католической религии. Первая, основанная на язычестве, помогает им оставаться ближе с природой, а вторая, в то же самое время, объясняет мироустройство и определяет ценностные ориентиры.

Поскольку таких общин только в Перу несколько тысяч, то цвета их одежды (не сочтите её за бутафорскую или специально для нас одетую, это реально повседневный стайл), разные у каждой из общин. С детства прививаемая способность к различению проявилась и во взрослости. А вот, вызвавший неподдельный интерес, мужчина в женской одежде, оказался символом женщины, которая ничего не умеет по хозяйству, но при этом хорошо танцует, поёт и с ней весело. Считается, что такая женщина отрицательный персонаж (на наш взгляд довольно спорное утверждение, не так ли?).

Занимаясь сельским хозяйством, выращиванием невероятного разнообразия культур и коки, разведением альпака (из семейства верблюдов, с уникальной шерстью), кечуа до сих пор практикуют товарно-сырьевой обмен, что также является механизмом их социализации и развития. Всё, что они изготавливают, действительно очень высокого качества. Нам удалось оценить изделия из шерсти и ткани, которые окрашивают натуральными красителями, изготавливаемыми из насекомых, ягод и кварца и поставляются в лучшие дома мод.

Однако, самое удивительное, наряду с фотографиями, конечно, это диалоги с кечуа, которые часто осуществлялись через несколько языков: русский – испанский – кечуа и обратно, надеюсь, что это не сильно искажало смысл сказанного.

Элвис вызвал первое удивление, спросив нас, как я должен с вами говорить, как проводник или как горожанин? Это было прекрасно, видя насколько серьёзно он относится к ответам на наши вопросы.

— Мы, говорит Элвис, как представители расы кечуа чувствуем, что культура исчезает, размывается, огромное влияние на нее оказывают технологии, глобализация, и здорово, что вы интересуетесь культурой, потому что это то немногое, что помогает нам её сохранить демонстрируя вам.

— 14% кечуа живёт за чертой бедности, работая за еду, но как раз они, не умеющие читать и писать – истинные потомки инков, будучи изолированы от всего нового, они являются носителями культуры, но поскольку они не очень понимают своего значения, то их часто используют в политических разборках.

На вопрос, заданный автором и руководителем нашей экспедиции, профессором Теслиновым, чему можно поучиться у кечуа, Элвис, слегка задумавшись, глядя в пустоту, вдруг подняв подбородок, гордо и многозначительно произнёс:
– Уважению к природе и друг другу!

Помня о том, как Элвис рассказал о ежегодном празднике, когда мужчины и женщины могут официально бить друг другу, простите, в морду, выясняя отношения, мы поняли, что у кечуа есть потенциал к развитию, но он настолько глубоко скрыт за неподъёмной ношей исторического наследия инков, что вынужден проживать в ожидании... лидера, который всех объединит и поведет за собой.

Много ещё было разговоров, встреч и откровений, всего не описать, но следующим уроком исследования закономерностей развития культур, стало то, что ценности это инстинкты культуры. Многократно повторяемые, они архаично зацикливают её в ожидании импульса к развитию... тому, что определит надстройку над биологической сущностью человека, которая как известно представлена: размножением, добычей еды и главенством в стае.

Мы прощаемся с Куско и идём в Пуно – в город на юго-востоке Перу, аккуратно расположенный на берегу высочайшего в мире озера Титикака, на высоте 3800 метров.

Живая Параллель, Перу, Куско

Ещё в блоге:

Колдуны вуду - решение вопросов различной сложности.
Колдуны вуду - решение вопросов различной сложности.

Не ходите дети в Африку гулять - или немного о социальной роли злых духов и колдунов  вуду. 

Солончак Уюни, остров Инкаваси, Боливия


Живая Параллель, часть II - Experience.
Боливия, солончак Уюни, остров Инкаваси.

NEO-Clinic – 14 лет истории

 

Вспоминаю, как в 2003 году, сидя на полу в своей квартире, разгребая ворох бумаг и черновиков, укладывая их в коробку с названием «наши диссертации», мы мечтали вслух о том, как откроем клинику... Читать далее

Пациент скорее жив, чем мертв?
Пациент скорее жив, чем мертв?

Не так давно мне задали этот вопрос. 

Задумался. Как известно, только мертвые не потеют… Если вопрос о пациенте задан, если этот вопрос волнует кого-то и взволновал меня, и если мои переживания порождают новые мысли, то, скорее, жив. Но с позиции доктора, констатирующего факты недовольства пациентов качеством оказания медицинской помощи, то может, и мертв!  

Но как нельзя быть чуть-чуть беременной, так и нельзя быть живым или мертвым наполовину или на какую-то часть. Кроме того ...