мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Свобода с приставкой НЕ

Свобода!

С самого детства это слово закрепляется в сознании рядом с любовью и счастьем. Оно звучит как что-то особенное и, пожалуй, самое желанное. Недаром эти понятия стоят в одном ценностном ряду.

Высшие ценности тем и отличаются, что остаются труднодостижимыми. Они не обязаны быть «полностью достижимыми» — иначе перестанут быть притягательными. Но именно стремление к ним и создает ощущение, что цель близка. Получается, чтобы стать свободным, нужно действовать. Это первая мысль.

Размышляя о свободе, я понимаю: свободнее всего кажутся люди творческих профессий. Вольтер считал, что свобода — это делать то, что доставляет удовольствие. Значит, в ней обязательно есть действие и время — отрезок бытия, в котором человек ощущает свободу. Но что следует за этим? Счастье? Тогда выходит, что счастлив тот, кто свободен, и свободен тот, кто счастлив. Замкнутый круг! Лем когда-то иронизировал над такими конструкциями: «сепулькарий — место для сепуления, а сепуление — то, чем занимаются в сепулькариях», но мы-то хотим ясности: что должно произойти, чтобы почувствовать настоящую свободу? И откуда к ней приходим? Очевидно — из несвободы. Это вторая мысль.

Да, жизнь творческих людей кажется воплощением свободы — полет мысли, слова, действия. Их воображение питается переходами из одного состояния в другое, и в этом — поиск истины. Но что делать остальным? Жить в «золотой клетке», прикрываясь материальными и социальными «плюсами»? Или честно признаться себе в несвободе?

Мы познаем мир через противоположности, через черно-белый контраст. Тем самым выстраиваем свои личные границы дозволенного, границы привычного и понятного, за которыми начинается скука. И только преодолевая их, испытываем то самое удовольствие, о котором говорил Вольтер. Это третья мысль.

Творчество дает вкус свободы, но он мимолетен. Свеча горит, а потом гаснет, и снова приходит мрак несвободы. Даже фотограф, свободный во взглядах и поступках, ищет счастье через удовольствие от любимого дела — но делает это через видоискатель, то есть через рамки. Красивые, но рамки. Это четвертая мысль.

И тут вспоминается анекдот. Умирающий муж говорит жене: «Когда мне было плохо, рядом всегда была ты». Так и со свободой: в полной мере она осознается только рядом с её противоположностью — несвободой. Это пятая мысль.

Выходит, чем больше несвободы, тем сильнее жажда свободы. И тем слаще её вкус.
Так, может, стоит сказать: «Да здравствует несвобода»?
Или это я уже слишком свободно рассуждаю? :))

Ещё в блоге:

Фенотипическая дерматология
Фенотипическая дерматология

Ко мне довольно рано пришло осознание: чтобы по-настоящему помочь множеству пациентов, нужно выйти за пределы индивидуального подхода — и создать методологию. Вспоминаю слова Эдит Пиаф, которая говорила: «Я пою не для всех — я пою для каждого». И всё же она пела для всех. Так и у меня — было то самое вдохновение, тот момент, когда впервые возникла мысль о фенотипической дерматологии. Именно с неё начался путь к системному взгляду на кожу — не как на поверхность, а как на целую биологическую вселенную.

Розацеа, лечим сознательно

Сознаю, коллеги, что здесь мы "лечим" метафизически, а не конкретного пациента, поэтому текст грешит универсальностью, но как ориентир - поможет нам лечить осознанно, в согласии с этапами воспаления и ориентируясь на наблюдаемые явления... читать далее

Ханты, ненцы и... масаи!
Ханты, ненцы и... масаи!

Казалось бы, что может быть общего между коренными народами Крайнего Севера и африканцами? При всем желании очень трудно найти сходство между ненцами, хантами и представителями племен датогов и масаи, проживающих в Танзании. С таким же успехом можно пытаться сравнить раскаленный африканский песок и жидкий азот, лед и пламя, жару и холод, черное и белое. Тем не менее, побывав в экспедиции в Африке, удалось увидеть то, что роднит народы, никогда не пересекавшиеся друг с другом.

Гориллы–«убийцы»

В подборке утренних новостей в мире, читаю сегодня новостную заметку о том, что «в очередной раз самец гориллы убил человека…» Поразительная однобокость посыла! Теперь большинство людей, читающих хотя бы по утрам, будут думать, либо усилят свои представления, об агрессии этих исчезающих, как вид, приматов. Это вызвало во мне желание рассказать, как однажды, 7 лет назад, находясь в составе экспедиции Живая Параллель в Африке, будучи в коротеньком переходе через джунгли Руанды, наш проводник вдруг резко остановился и быстром движением руки остановил всю шеренгу исследователей. Читать далее...