мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Изнанка розацеа

Не устану повторять: врач лечит то, что видит, а видит то, что знает. Когда мы видим застойную эритему лица – патогномоничный признак розацеа или все последующие морфологические элементы – папулы, папуло-пустулы, бугорковую инфильтрацию - то нам надо знать, что происходит за кулисами, в глубине слоёв кожи.

Под влиянием многочисленных и разнообразных эндо- и экзофакторов, которые ещё предстоит выяснить, происходит чёткая последовательность патофизиологических событий, обуславливающих динамику процесса, а именно:

  • ангиотрофоневроз в зоне иннервации тройничного нерва;
  • спазм артериол и расширение венул;
  • повышение проницаемости сосудов до уровня экзосероза;
  • нарушение трофики и лимфооттока в дерме;
  • эластические волокна гомогенезируются и распадаются.

Этими событиями завершается этап стерильного воспаления. Проявления розацеа в это время будут либо минимальны (транзиторная спонтанная эритема лица, преходящая отёчность, периодический и слабый зуд) либо вообще невидимы.

  • в очаг воспаления, путём диапедеза приходят макрофаги, захватывающие дендрит эластических волокон;
  • при этом в изобилии выделяются факторы воспаления.

В этот момент глазу доктора открывается застойная эритема разлитого характера.

  • за счёт продолжающегося воздействия эндо- и экзофакторов и нарастающего воспаления в ответ (до уровня экзоцитоза), происходит усугубление нарушений трофики кожи, снижаются её защитные функции;
  • активируется сапрофитная микрофлора;
  • появляется отёк дермы и возрастает давление на устье фолликула;
  • возрастает концентрация кожного сала.

Эти события проявляются появлением (разумеется, на фоне эритемы) папул.

  • в ответ на увеличение концентрации кожного сала, увеличивается популяция D. folliculorum
  • одновременно с этим возрастает популяция Bacillus Oleronius, осложняющая жизнедеятельность D. folliculorum, и за счёт переработки поверхностных белков кожи, кратно усиливающая воспаление.

Воспаление перестаёт быть стерильным. Это сопровождается появлением пустул, преимущественно на поверхности папул (папуло-пустулы).

  • очаг воспаления окружается периферическим валом, наступает этап аутоагрессии локального иммунитета, а вслед за этим и системного.

Совокупность происходящего, наряду с аутоиммунными механизмами, приводит к тому, что мы видим появление бугорковой инфильтрации и гранулёматозного воспаления (отофима, ринофима, гнатофима, метафима).

Теперь, коллеги, когда мы видим тот или иной морфологический элемент на лице, мы не только подозреваем диагноз розацеа и задумываемся о дифференциальной диагностике, но и понимаем, какие процессы и события предшествовали его появлению.

Лёгкости в размышлении всем!

Ещё в блоге:

Человек рискующий – человек играющий...
Человек рискующий – человек играющий...

Неожиданное интервью получилось из разговора с журналистом газеты Тюменские Известия Ириной Тарабаевой... весь текст беседы

Моя Африка
Моя Африка

«Африка? Как Африка? Тебя не съели? Ну как там? Страшно было? А правда, что у масаев самые длинные... ноги? А ты змею ел? А слона? Слушай, а почему ты там не остался?» — спрашивают меня мои друзья...

Фенотипическая дерматология
Фенотипическая дерматология

Ко мне довольно рано пришло осознание: чтобы по-настоящему помочь множеству пациентов, нужно выйти за пределы индивидуального подхода — и создать методологию. Вспоминаю слова Эдит Пиаф, которая говорила: «Я пою не для всех — я пою для каждого». И всё же она пела для всех. Так и у меня — было то самое вдохновение, тот момент, когда впервые возникла мысль о фенотипической дерматологии. Именно с неё начался путь к системному взгляду на кожу — не как на поверхность, а как на целую биологическую вселенную.

Как жаль, что вы больны не мной...
Как жаль, что вы больны не мной...

– Дорогая, что привезти тебе из экспедиции?
– А вези, что хочешь, сейчас всё лечится...

Этим коротким диалогом, я хочу в рубрике Джунгли дерматологии найти место для неотъемлемой части нашей специальности, которая всегда прячется в масках социальных одежд и жизненных перипетий, проявляя себя неожиданно, событийно и пугающе, словно вылетевшая птица из густой листвы. Имя её – венерология... читать ещё