мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Долина реки Балием

Единственное из трех мест на планете, где на экваторе есть снег - гора Ириан-Джая, вместе с другими горами охватывает по периметру долину реки Балием, а меня охватывает чувство переноса в первобытный мир...

Мы двигаемся к встрече с племенем дани и древнейшим в мире сельским хозяйством. Где пешком, где на тарантасе. Первыми здесь побывали в 1921 году голландцы, а в 1938 году -  американец Ричард Арчболд, организовавший, подобно нам, антропологическую экспедицию на собственные средства. 

Переезжая горные ручьи и реки,

внедрялись в чащу.

 Сбившись с пути, спорили о направлении.

И, в конечном счете, спешившись и доверив себя нашему проводнику Микки (папуас из племени лани), 

продолжили путь в глубь горной части острова, в район 4-го градуса южной широты, на высоту более 1600 метров над уровнем моря, постоянно находясь под влиянием линии водораздела, в условиях 100%-ной влажности и постоянной температуры 38 градусов тепла.

Микки, оказавшись в своей среде, довольно быстро нашел "знакомых". Женщина, несмотря на вес тюков, которые они по обыкновению носят, прикрепляя к голове (там иногда вместе с плодами могут сидеть маленькие дети), охотно побеседовала с нами. Причем говорить можно было по-русски, она все равно не понимает английского! :) 

Под звуки "пения" цикад, которым ни много ни мало более 350 млн лет!!! любуясь не менее древними растениями, мы продвигались к юго-восточной части долины реки.

Эта неземная красота нас сопровождала всё путешествие. Экватор и влажность создают лучшие условия для формирования видового многообразия и создавали их во все времена.

Некоторые из них встречали нас пугающей раскраской,

другие - не менее пугающими иглами

или живущими в них полчищами муравьев, как в этом шаре,

третьи завораживали магическими формами.

Недаром, в этих же широтах, правда на Мадагаскаре, были взяты прообразы растений для фильма "Аватар".

Наряду с цветами попадались не только красивые, но и... соблазнительные растения, как например, эта бругмансия аргорея – тропический дурман, сильнейший галлюциноген. :)

Попробовать не решились, хотя... Как говорится в одной шутке:

– Любимая, что тебе привезти из Папуа?
– А вези, что хочешь, сейчас всё лечится... :))

Микки отговорил! Что-то там про козлёночка было в его словах...

Для человека, увлеченного ботаникой, этот лес может стать лучшим подарком для наблюдений и открытий. Теперь понятно, чему так радовался наш главный сопровождающий, кандидат географических наук Черняховский Дмитрий, рассказывая про очередную находку.

Горный тропический лес – это не лес в прямом нашем понимании, это, скорее, масса, живущая и развивающаяся по своим законам. Пройти через такой лес, как заново родиться...

Тем более, когда сплошь и рядом шедевры Природы,

как это растение, содержащее в своих цветах кислоту, благодаря которой оно питается залетевшими внутрь насекомыми.

Одно из таких у меня, как у врача-дерматовенеролога, вызвало некоторую профессиональную ассоциацию... :) 

Местные не всегда могли понять, чему мы удивляемся. А между тем, глянули бы себе под ноги! :)

Но кое-что из "европейской культуры" было им понятно и встречено с радостью.

Отмечу, что останавливаться в тропическом лесу нельзя ни на минуту – через мгновение по тебе уже кто-нибудь ползет или, что еще хуже, уже откладывает в тебя личинки. 

Лесной массив быстро сменился не менее красочным и еще более тяжелым переходом через горную реку, 

дно которой представлено было залежами каменного угля древнего как сама Жизнь.

Именно здесь, если хорошо поискать, можно найти амониты – вымерший подкласс головоногих моллюсков, существовавших с девонского по меловой период (около 400 млн лет назад) и получивших свое название в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами. Таких нам предлагал купить папуас в Вамене.

Мне же посчастливилось только подержать в руках осколки, хотя я был счастлив, сознавая их древность в том числе.

Горный приток, хоть и в самой спокойной части, не давал расслабиться, звуком напоминая об уважительном к себе отношении.

 

Перебравшись через реку, а ля гимнастки на бревне, 

и преодолев серию живописных и довольно крутых спусков и подьемов,

мы имели возможность насладиться не только результатом нашего восхождения, но и прекрасным видом на долину, которая уютно расположилась под покровом низко плывущих облаков в окружении гор, словно между ладонями Творца.

Взглянув в направлении нашего пути, стало понятно, что это действительно самый древний антропогенный ланшафт в мире и что батат (сладкий картофель) стали вырщивать задолго до появления белых людей...

Картина "прибранности огорода" дополнялась пониманием, какого труда стоило сделать такие грядки на склоне. Для этого, действительно, нужно обладать многовековым опытом. Вблизи это выглядит менее привлекательно, но подчеркивает мысль о трудолюбии здешних племен.

Совершенно случайно мы наткнулись на представителя племени яли –  это племя маленьких папуасов, которые презирали других за каннибализм, говоря, что сами они едят только ладошки...

Не стали мы у них задерживаться. :) Понятно же, почему!
Его котека – трубка на половом члене, выдолбленная из высушенной тыквы, демонстрирует социальную значимость в племени.

Вообще, горные папуасы народностей яли, дани и лани (самые многочисленные племена в Ириан-Джае) более тысячи лет и до сих пор расписывают свои тела причудливыми орнаментами и носят котеку, причем мужчины дани пользуются тонкими котеками 30-сантиметровой длины, лани котеками пошире и покороче, а яли (это те, которые едят только ладони и являются самыми маленькими по росту пигмеями) пользуются саааамыми длинными! Мастерят котеку из длинной тыквы, которая, охватывая половой член, держит его вверх, символизируя постоянную эрекцию, чтобы котека не упала, ее все-таки фиксируют к коже талии тонкой ротанговой ниткой.

Женщинам положено носить плетеные юбки из травы и не более. 

Семьи здесь полигамны, как у масаев в Африке. Даже несмотря на то, что большинство стало христианами и католиками, завести вторую, третью жену несложно, опять же как у масаев коровы, здесь валютой являются свиньи - число свиней соответствует количеству жен, 10 свиней = 1 жена. 

Хотя даже в самом высоком месте встречаются женщины-папуасы одетые, хоть и в неприглядную, но одежду. Они привлекательны своими, совершенно уникальными чертами лиц. Смотрите!

Они все одинаковые и все разные, правда? Как и вообще Женщины во всем мире! ;)

В настроении и... не очень!

Неся тяжелую ношу

или ухаживая за ребенком!

Детей часто носят на голове, в сумке или просто сидящими на плечах.

Может, поэтому они очень рано обретают самостоятельность

и вырастают в настоящих охотников, в том числе и за головами врагов!

Сильных,

независимых,

не помнящих родства, но уважающих старших!

Кстати, этому господину не более 40 лет. Больше не живут. Так-то...

Но я увлекся! Открывшаяся поляна обнаружила двухэтажный круглый дом без окон - хонай, это традиционное жилище в постройке которого используется более 100 растений.

Все деревни в долине Балием представляют собой небольшую площадку, окруженную невысоким забором и несколькими хонаями. 

Мужчины и женщины в папуасских деревнях по обычаю спят в разных хижинах, поэтому все хонаи делятся по половому признаку. Иногда мужчины заходят к своим женам, "пообщавшись" гормонально, он возвращается обратно к себе. Внутри в центре хоная место для костра, дым от которого уходит, просачиваясь через крышу, а по периметру пол устланый соломой. Посуда глиняная, в которой запекаются овощи и мясо.

Некоторые из них, стоящие неподалеку имели даже забор с очень своебразным входом. 

А некоторые, даже прихожую...

У других была насыпь в виде камней и лестница.  

Но более всего поразило соседство с... протестанской церковью!

Представители которой, очевидно, и завезли свинью сюда в горную часть острова, таким образом препятствуя влиянию ислама. Свинья, кстати, бродила неподалеку. Свиньи - это живые деньги, с помощью которых решаются любые вопросы – от решений конфликтов до расплаты за невесту. 

Более того, в храм покрупнее (недалеко от деревни) ходят прямо с котеками! Зрелище впечатляет!

Здесь же бегали дети, радостные, хоть и с огромными мачете в руках. Мол, не мы такие, жизнь такая...

Вскоре солнце скрылось и, оглянувшись назад, мы увидели, как за нами через всю долину идет тропический шквал.

К нашему счастью, мы были на подходе к деревне, в одной из которых нас и приютили.

К слову, длинные заборы ставят, чтобы свиньи не убегали.

Едва разбив палатки, нас накрыл такой сильный тропический ливень из низко висящих туч с пронизывающим ветром,

что более половины установленных палаток просто смыло и унесло.

Ночевать пришлось в хонае, там было тепло, темно, сухо и много насекомых... Но лучше уж в соседстве с насекомыми, зато при сухих вещах. Даже хонай, выдержавший ночную "небесную реку", утром при зажженном внутри него костре высыхал довольно интересно и как-то по-домашнему уютно.

 

По причине ливня и отсутствия электричества, накануне вечером мы общались с представителями племен дани и лани в условиях темного хоная при свечах, а утром было мало времени.

Хоть и не сделали хороших фото, зато выяснили, что живут они 38-40 лет (хотя на на вид все 60), предков своих не помнят, письменности нет, считают, что произошли от племени яли, а те, в свою очередь, пришли с моря. Микки считается в племени уважаемым человеком, все обращаются к нему, произнося Баба - пожилой человек около 40 лет! Одним словом, застывшая культура, застывшая эволюция! 

Хотя эволюция здесь никогда не остановится по причине возобновляемого ресурса. При таких ливнях и постоянной температуре выше 30 градусов, в этой местности растет казаурина (похожа на хвойник, она есть на многих фотографиях). Так вот это растение накапливает атмосферный азот, снабжает им почву, а богатая азотом почва становится плодородной. Объемы выращиваемого здесь батата и таро (типа картофеля) колоссальны. Многие грядки превращаются в самые настоящие поля на склонах.

Утром прощаясь с гостеприимной долиной реки Балием

приютившее нас племя, провожая нас

пели тёплую и трогательную песню с нотками жалости – видимо интересно было им с нами.

Мы же им дарили подарки, лечили

стреляли вместе из лука, в конце концов, под одной крышей от урагана прятались...

 

Нам тоже было немного грустно, расставаться всегда грустно даже если это знакомство было крайне коротким и сильно дождливым. И пусть мы не смогли побывать в Карстовой пещере, где хранятся мумии более 200 лет, мы получили большее – искреннее человеческое общение, теплое не от костра, за которым мы просидели всю ночь, а от блеска глаз и интереса друг к другу! А мумии... благодаря интернету посмотреть можно здесь. :)

Те душевные пожелания доброго пути и полные искренности и добра взгляды во след, совершенно точно оберегали и охраняли нас всё дальнейшее время путешествия в джунглях, в гостях у канибаллов, да и сейчас нет-нет, но согреет сердце.

Ну и главное, друзья, это то, как мы 3 дня жили в племени короваев. Об этом буквально на днях...

Ещё в блоге:

Дорога кончилась, началось направление...
Дорога кончилась, началось направление...

Действительно, когда кончается дорога - символ благоустройства, основа порядка градостроения, обязательный элемент в системе современных отношений, то начинается... направление - символ свободы выбора. Помните, в фильме «Кин-дза-дза»:
– Будем считать, что Ашхабад там!

Читать далее...

История дерматовенерологической службы Тюменской области
История дерматовенерологической службы Тюменской области

Сведений об истории медицинских учреждений Тюмени, которая раньше относилась к Тобольской губернии, сохранилось немного. Известно, что в 1741 году в городе находился госпиталь, в котором числилось 3 служителя. Госпиталь располагался при монастыре. В первой половине XIX века (1845 год) в городе функционировала уже одна больница. По медицинскому ведомству служило 5 чиновников (врачей) и 7 нижних служителей (санитаров). В 1859 году была открыта городская больница, по мнению современников — лучшая в Западной Сибири, располагающая шестью больничными палатами, лабораторией, аптекой, анатомическим театром... вся история

Особенности клинического течения семейной формы миофибриллярной десмин-зависимой миопатии
Особенности клинического течения семейной формы миофибриллярной десмин-зависимой миопатии

Десминопатия – редкое наследственное заболевание, связанное с мутацией в гене DES, являющееся разновидностью миофибриллярной миопатии. При данном заболевании возможно поражение скелетных, сердечных, гладких мышц, а также диафрагмы. В клинической практике десминопатия представляет собой непростую диагностическую задачу. В настоящей статье рассмотрен клинический случай семейной формы миофибриллярной миопатии с установленной мутацией c.1021A>C (Thr341Pro) в гене DES в гетерозиготном состоянии. Мы представляем семейное исследование в суммарном исчислении более 100 лет с описанием динамики клинических проявлений, морфологических, кардиологических и электромиографических параметров.

Ключевые слова: десмин, DES, десминопатия, миофибриллярная миопатия, мутация, рак, электромиография, сердечная недостаточность.

Глазами собак за нами смотрит Бог!
Глазами собак за нами смотрит Бог!

Согласитесь, именно глазами собак за нами смотрит Бог! А как Ему за нами – людьми, наблюдать? И, как еще объяснить взгляд собаки – искренний, бессловесный, но все понимающий? Эта мысль пришла мне в голову 5 лет назад, хотя события, предшествовавшие ей, уходят в далекий 1998 год. Читать далее...