My projects
Photo Video Blog Books
Goltsov Sergey
I serve the art of medical doubt

Sacred Paste, Smoke Baths and the Charm of the Himba Cultural Code

Образ жизни

Полу-кочевой скотоводческий народ. Живут в глиняных хижинах с конусовидными крышами, построенными из дерева, навоза и глины.




Спят прямо на полу, здесь же укрываются от палящего солнца и холодного ночного ветра. Здесь же готовят еду.


 

Крупный рогатый скот (козы и, особенно, коровы), как и в большинстве стран Африки, являются главным богатством. Однако, коровы у Химба считаются членами семьи. У них есть имена, и каждый член рода знает своё генеалогическое "молочное дерево" — это перечень коров, чьё молоко он имеет право пить. Убить корову — крайняя мера, допускается только в случае смерти хозяина или крупного ритуала. Поэтому, основная пища — молоко, кукурузная каша (ошифима) и... козлятина.





Интересно, что разделав очередную козу, Химба не оставляют отходов. Абсолютно все части животного идут на пользу. Мясо и органы для еды, рога и копыта для украшений и поделок, шкура для утепления, а кишечник для гадания и прогнозов. Так, старейшина племени, посмотрев на кишечник только что разделанной козы, сообщил нам, сделав загадочное лицо, что "кто-то умер в Анголе". Мы поверили ему на слово...


 

Повседневно, женщины занимаются домом, скотом и детьми.





 

Мужчины редко участвуют в хозяйстве, особенно во время перекочёвок. В основном охотятся, обеспечивают безопасность племени, выполняют тяжелую работу по обустройству стойбища.



Часто просто сидят без дела в тени деревьев, рассуждая о своём – о мужском.




Или, вооружившись мачете и луком, куда-то целенаправленно идут.


 

Один из самых уникальных аспектов культуры Химба — это то, как они ухаживают за телом.


Вода — табу для женщин

Химба живут в засушливых регионах, но поразительно то, что женщинам запрещено мыться водой, включая пребывание под дождём. Запрет на использование воды для мытья и даже умывания у женщин — важнейшая культурная норма. Вместо этого они обильно натираются пастой из охры и жира (отижизе) и принимают дымовые ванны над ароматными углями, чтобы очистить тело и придать аромат. Это не только гигиена, но и ритуальный уход.

Отижизе (otjize) — "священная паста"

Смесь жира (козьего, коровьего) и красной охры (гематита). Женщины покрывают ею всё тело и волосы, придавая коже характерный красно-терракотовый оттенок.
 


 

Женщины не только покрывают кожу пастой из охры — они также натирают веки пылью гематита, что придаёт глазам красноватый оттенок. Это считается привлекательным и помогает от солнечного света и пыли, служит защитой от злых духов и укусов насекомых. Кроме того, красный цвет кожи у женщин считается идеалом красоты.
 


Ароматизация без воды

Поскольку женщины не моются всю жизнь, вместо этого они используют дым от ароматных растений и смол для "курения тела" — форма сухого душа. Регулярно делают "дымовую баню" сидя над костром — для дезинфекции и аромата. Ну и разумеется, потом обсуждают лучший из вариантов такого ухода :)
 


Причёски как паспорт

Причёска и украшения Химба — это визуальный код, по которому можно узнать возраст, семейное положение, статус:

Мальчики, до инициации, носят одну косичку, которая специальным плетением позволяет достичь вертикально-извитой, как змейка, формы. Девочки до половой зрелости носят косички вперёд.



Со временем у них развивается функциональное косоглазие, которое является уникальным и неповторимым каноном красоты.

Подростки носят те же "отличия", но жгуты из волос (озондато) могут становится толще.





 

Замужние женщины украшаются множеством жгутов из волос, обильно покрытых охрой и жиром.






И чем старше женщина, тем в её прическе, и одеянии в целом, больше атрибутов.





















 

Вплоть до возможности покрыть голову головным убором – это признак высокого социального статуса в племени и большой ответственности.








 

Неженатые мужчины носят одну косу, а если голова обмотана, то перед вами — женатый, либо вдовец.


Украшения и символика

Украшения носит каждый представитель племени — и мужчины, и женщины. Используются раковины каури, кожа, металл.






Омбвико — пояс из кожи с подвесками, важный ритуальный элемент у девушек.


 

Украшения не просто для красоты — это социальные инициализаторы. По ним можно не только определить род, но и даже рассказать историю жизни.


 

А ещё, если у химба начинает чесаться ухо, это считается признаком того, что духи предков хотят поговорить с ним. Тогда серьги снимают, чтобы "услышать их лучше" во сне или во время ритуала.

А украшения на голенях и лодыжках служат защитой от укуса змей, коих в этих местах довольно много, а ходить пешком приходится часто и далеко.

 

Огонь, который не гаснет никогда

Химба поклоняются богу Мукуру (Mukuru) — бог-предок народа Гереро. По легенде, Мукуру вместе с женой Камунгарунгой и домашним скотом появились из дерева Омумборомбонга. Мукуру является доброжелательным божеством, проявляющим свою доброту через животворящий дождь, исцеляя больных и поддерживая стариков. А ещё, Мукуру подарил людям огонь и теперь у каждого рода есть священный огонь (okuruwo), который никогда не должен потухнуть. Его пламя символизирует связь с предками (забыл сказать, что химба – анимисты) и если огонь гаснет — это считается разрывом между мирами живых и духов. Поэтому за огнём следит старейшина рода и передаётся огонь по мужской линии.



Поскольку священный огонь – это центр ритуальной жизни племени, каждый вечер семьи совершают ритуал в честь предков.

 

 

Роды в одиночестве — как обряд инициации

Женщины Химба часто рожают в одиночку, вдали от деревни, часто без какой-либо медицинской помощи – это испытание на зрелость. После рождения мать и ребёнок проходят ритуальное очищение перед возвращением к общине.


 

Кстати, мужчины и женщины живут раздельно: мужчины — в центре деревни, там где находится домашний скот – ну конечно же для его охраны, а женщины — по периметру, там где могут прийти львы, гепарды, гиены и где ползают змеи – но это не так страшно :) 

Видимо, в задачи женщин входит ещё и охрана мужчин...
 


Дети и воспитание

Кстати, обратите внимание на эту фотографию. Помимо того, что на ней представлена традиционная семья племени Химба, на заднем плане два наших дефендера. Чуть далее палаточный лагерь, в котором мы жили 3 дня не приближаясь к границам племени под страхом нападения. Со слов старейшины, они должны были понаблюдать за нами, прежде чем позволить приблизиться и начать общение. Такой вот социальный карантин. 

Но, я отвлекся. Семьи традиционные – отец, мать и несколько детей. Парень, что постарше уже жених, его голова обмотана...



Дети растут в общине, под присмотром матери, других женщин, да всей общины в целом.








 

Воспитывают детей в духе коллективизма, уважения к старшим и традициям.




 

Структура деревни отражает структуру Вселенной

Химба строят деревню в строгом порядке: в центре — священный огонь и загон для скота, вокруг — хижины (помним, что ближе к центру мужчины, а женщины на границе), а там где восходит солнце — выход в мир духов. Они верят, что такая планировка поддерживает гармонию между людьми, природой и предками.



Следы на песке как память

Так как многие Химба неграмотны, они используют следы на земле как форму коммуникации. Опытные члены племени умеют не только отличить следы животных, но и по отпечаткам стоп определить кто проходил, когда и зачем — почти как чтение письма. 




Улыбка — табу при трауре

Во время траура Химба не имеют права улыбаться или выражать радость. Нарушение этого правила считается неуважением к умершему и может вызвать гнев духов. Как, например, вот эта сеньора, имя которой (с её слов) означает "Та, которая ходит на кладбище".


Справедливости ради, надо сказать, что туристическая доступность, интернет и глобализация, разумеется, влияют на идентичность Химба. На долю нашей экспедиции тоже выпало немало примеров социальной стратифицированности, бедности, неграмотности, других бед этого удивительного племени.

Вот девочка (мы же помним о косичках, да?), получив в дар денежку и не понимая, что с ней делать, перво-наперво... пробует её на вкус.



 

Сохранить культурный код будучи туристической достопримечательностью сложно. В желании заработать, многие представители соглашаются на фотосессии, продают сувениры — это их источник дохода, хоть они и понимают, что это ведет к культурной эксплуатации их самобытности.


 

Но, несмотря на влияние цивилизации, племя активно сопротивляется интеграции, являя яркий пример сохранения самоидентичности.


 

Теперь стало чуть яснее, почему молодёжь, которая решается на выход из племени и уезжает в города, часто возвращается обратно. В плен культуры.
 


 

Как и само племя Химба, всё сильнее отрывающееся, но продолжая оставаться в исторической связи с народом Гереро...



 

Химба в фотографиях 

Ещё в блоге:

Expedition to the lost world
Expedition to the lost world

Conversation on Facebook:
– Where are you?
– Travelling.
– Where this time?
– Where cannibals live.
– ...How are you?
– All parts of my body still belong to me!:)

Seems funny? Click the "like" button. Somebody will say – it can’t be true, what cannibals these days?! A year later after we spent 3 weeks in company with true cannibals as participants of the expedition "Live Parallel in Papua New Guinea", I can hardly believe it myself. Shall we remember it together?

Платный звонок
Платный звонок

В прежние времена, будь то в СССР или Англии, чтобы позвонить из автомата на улице, мы платили денежку и несколько минут у тебя было для разговора. Куда подевалось это прекрасное условие? есть предложение

Forgive or Punish
Forgive or Punish

A good leader must combine several important qualities at once and perform many functions: competently manage the budget, be a mentor for subordinates and a friend to his clients, create a working atmosphere, set an example, solve problems, set tasks ... Simply put, to be the center of your business .

But there is one more duty that among others is usually not called: if the boss defaults, encourages and directs, he must also punish, and sometimes - severely. Of course, this is very few people enjoy, but it is - as an integral part of the leadership process, like the others.

About what misdemeanors of subordinates deserve indulgence, and which ones can not be forgiven in any case, and also what will be the most serious punishment for a doctor working in a medical institution, we talked with the "Aesthetic Guide".

Полёт на Луну
Полёт на Луну

Грешно на себя ссылаться, но как-то писал ранее, что человек (та ещё тварь) не стремится к добру или злу, а стремится к максимальному диапазону ощущений... читать далее