мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

чтобы помнили и пользовались

Кожные и венерические болезни относятся к древнейшим заболеваниям человечества, сопровождавшим людей на всех этапах эволюции. Первые описания различных поражений кожного покрова и видимых слизистых оболочек были даны еще за несколько тысячелетий до нашей эры в Китае, Индии, Египте. Стоит отметить, что самый древний образец медицинской литературы, а именно глиняная табличка с шумерским текстом, найденная в Ниппуре (на территории современного Ирака), повествует о лечении именно кожных заболеваний. Текст, нанесенный на табличку, содержит рецепты различных мазей, пластырей, изготовленных из толченого панциря черепахи, растения нагаси, соли и горчицы. В состав некоторых мазей входит пиво.

Тогда же обсуждались возможные причины этих болезней, предлагались различные методы их лечения и профилактики. Естественно, что эти сведения, с точки зрения современной научной медицины, были крайне примитивными, но они сыграли необходимую роль в формировании дерматовенерологии как научной дисциплины. Позднее, в древние и средние века, учение о кожных и венерических болезнях получило развитие в трудах Гиппократа, Цельса, Галена, Авиценны в виде описания новых болезней, совершенствования методов их диагностики и лечения. Именно тогда появились такие термины, как «герпес», «трихофития», «карбункул», «псориаз», «лепра», «эктима» и «гонорея».   

Переломным в развитии дерматовенерологии считается XVI век, когда на фоне общего развития науки и промышленности началось углубленное изучение структуры кожи, выпущено первое специальное руководство по кожным болезням (Меркуриалис, 1571), сделаны попытки унификации терминологии на основе клинических особенностей морфологических элементов сыпей.

В конце XVIII века появились первые обстоятельные и обоснованные классификации кожных болезней (Пленк, 1776). С этого периода началось выделение дерматологии в самостоятельную клиническую дисциплину со своими методами диагностики и лечения. В XIX веке в Европе и Северной Америке появились первые научные дерматологические школы. Представителями английской школы выпущены обстоятельные руководства по дерматовенерологии (Уиллен, Вильсон), создан первый дерматовенерологический атлас (Бейтмен), введено понятие дерматоза (Пламб), выделены абсолютные признаки позднего врожденного сифилиса (Гатчинсон), описано множество новых нозологий.

Биология и медицина стали развиваться настолько стремительно, что порой печатным изданиям уже не угнаться за развитием медицинской мысли. Мы живем во времени, когда переосмысливаются многие, казавшиеся нам классическими понятия, мы с завидной регулярностью слышим о новых открытиях в медицине, но забываем о том, что сопровождает врача в повседневном оказании медицинской помощи. 

Не так давно я представил коллегам новый специализированный атлас «Дерматовенерология. Наблюдения в фотографиях», где продемонстрировал более 500 клинических случаев патологии кожи и слизистых оболочек, в том числе доброкачественных и злокачественных новообразований кожи, систематизированных по типичным для этих заболеваний первичным и вторичным морфологическим элементам. 

 

Эта книга задумывалась еще в далеком 1996 году, когда я, будучи студентом Тюменской государственной медицинской академии и обучаясь на кафедре кожных и венерических заболеваний, познакомился со своим главным учителем в моей профессии Сергеем Львовичем Матусевичем, ныне заведующим клинической кафедрой кожных и венерических болезней, доктором медицинских наук, доцентом. Тогда кафедры как таковой еще не было, существовал курс кожных и венерических болезней, руководил которым доцент Алексей Иванович Волков. Именно тогда я понял, чему, какой профессии, какой специальности стоит посвятить свою жизнь.  Во многом это произошло благодаря Сергею Львовичу. Он стал для меня примером классического преподавателя – врача, который не просто аккумулирует знания, но и, осмысливая их, в доступной и понятной форме выдает студентам. 

Как известно, из ста тысяч заболеваний, известных человечеству, четверть – это либо кожные заболевания, либо заболевания с кожными проявлениями. Перед каждым специалистом, решившим посвятить свою профессиональную жизнь кожным заболеваниям, встает задача формирования диагностического пути: от того, что врач наблюдает на коже пациента и до диагноза, который выносится на лицевую сторону карты больного. Этот диагностический путь должен быть наполнен опытом встреч с подобными заболеваниями и, что особенно важно, именно в дерматовенерологии, он должен быть классифицирован в памяти врача по множеству визуальных признаков. Тогда-то, в 90-е годы, и пришла в голову идея фотографировать встречающиеся мне клинические случаи. Первые снимки были сделаны в 1998 году. На сегодняшний день накоплен багаж из более чем 8 000 клинических случаев, среди них очень редкие заболевания, с которыми многие современные дерматовенерологи не встречались, пожалуй, никогда. Однако я осознаю, что еще порядка 17 тысяч заболеваний я и сам пока не видел.

В книгу вошло только 500 случаев кожных заболеваний. Наши следующие издания, надеюсь, вберут в себя весь объем фотоматериалов. Эта книга предназначена для врачей различных специальностей (дерматовенерологи, косметологи, онкологи), слушателей системы последипломного образования, интернов и ординаторов высших медицинских учебных заведений, обучающихся по специальностям «Дерматовенерология» и «Косметология», а также студентов старших курсов медицинских вузов в качестве наглядного пособия. В основе этой книги лежит очень простой, но многократно подтвердивший свою эффективность механизм. Когда молодой доктор видит высыпания на коже, он не видит парапсориаз, болезнь Сульцбергера-Гарбе или листовидную пузырчатку. Он видит первичные и вторичные морфологические элементы сыпи. Листая этот атлас, доктор ищет состояния, похожие на те, что он наблюдает у пациента. А найдя, читает краткую информацию о том, какой природы этот элемент, как его перепроверить: поскоблить, потрогать, понажимать. Как он будет меняться под этим воздействием.  Несомненно, проброс от первичного, вторичного морфологического элемента до диагноза может содержать некую вероятность ошибки, но путь уже обозначен – можно посмотреть схожие заболевания, заболевания из этой группы. Специалист уже понимает, с чем он имеет дело.

Эта книга призвана стать настоящим диагностическим инструментом как для молодого специалиста, так и для специалиста со стажем, который мог за свою длительную практику не увидеть того, что посчастливилось увидеть мне. Например, за 17 лет я видел двух пациентов с третичным сифилисом и только одного с фавусом, и то случилось это в Африке. А между тем, я более пяти дет работал в кожно-венерологическом диспансере, который изобилует редкими диагнозами.

В медицине понятие УЧИТЕЛЬ – совершенно особое. Пожалуй, ни в одной другой специальности нет такого великого уважения к учителю. Это не просто педагог, который помогал осваивать знания в вузе, это человек, который сопровождает тебя по жизни, который стал для тебя образчиком познаний, тот, благодаря которому ты стал настоящим профессионалом. Все эти годы меня сопровождают мои учителя. В медицине у каждого врача есть история своих учителей. И каждый расскажет не только байки, которые мы все так любим, но и удивительную философию своей жизни и жизни своих учителей. Учитель и ученик – это совершенно удивительные, уникальные отношения. Думается, что это одна из основ медицины как профессии, медицины как стиля жизни. В моей жизни таких учителей было много. 

К великому сожалению, двум своим учителям: заведующему кафедрой кожных и венерических болезней Алексею Ивановичу Волкову, и главному врачу Тюменского областного кожно-венерологического диспансера, доценту, к.м.н. Александру Павловичу Стрельникову, вручить экземпляры своей книги я уже не смогу. Они не дожили до этого дня. Но те пятнадцать-семнадцать лет, которые они сопровождали меня в учебе, работе, жизни, позволили сформировать мое отношение к жизни, к профессии, отношение к пациентам, к коллегам, к самому себе. Совершенно очевидно, что два экземпляра книги я подарю их детям в память об их потрясающих отцах, замечательных учителях и талантливых руководителях.

На одной из страниц атласа «Дерматовенерология. Наблюдения в фотографиях» – целое созвездие замечательных врачей. Сегодня век информационных технологий, огромное количество потоков информации захлестывает нас: пресса, радио, телевидение, интернет. Однако, как это ни парадоксально, в этом мощном потоке вы вряд ли увидите тех, кто собственно создает то, что мы называем дерматовенерологической службой. Тех, кто самоотверженно, искренне, профессионально и скромно оберегает здоровье населения Тюменской области от кожных и венерических заболеваний, тех, кто в свое время победил эпидемию сифилиса, захлестнувшую Тюменскую область. Я глубоко уважаю их за то, что в тяжелое время они остались в своей профессии в ущерб своим семьям, своему здоровью, своему времени и благополучию, встречая кожные и венерические болезни лично. Мне повезло работать с такими людьми, как Левчик Николай Семёнович, Бушин Евгений Владимирович, Макарова Любовь Евгеньевна, Котельникова Анна Борисовна, Никишина Ирина Ильинична, Дюндюкова Валентина Петровна, Гетьман Алексей Дмитриевич… Это потрясающие специалисты, и каждый день, проведенный с ними, бесценен с точки зрения клинического опыта.

Мною накоплен огромный фотобанк клинических случаев, порядка 8 тысяч, а в книге читатели смогут познакомиться только с 533 случаями и увидеть 1000 фотографий. Но уже и в этом виде атлас весит порядка 3-х килограммов. Средства, реализованные от продажи этого выпуска атласа, я планирую потратить на выпуск нового издания. Стоит отметить, что это очень финансовоемкий проект, однако при ценообразовании я постарался держаться нижней границы стоимости подобных изданий, чтобы сделать его доступным для широкого круга специалистов.

Сегодня есть уже коллектив коллег, ученых, исследователей, которые заинтересовались этим проектом и планируют участвовать в нем как соавторы. Можно констатировать, что у нас набирается большой банк фотоматериалов, порой, совершенно уникальных. Не представить эти многолетние исследования, наблюдения нашим коллегам, работающим в сфере дерматовенерологии, смежных специальностях, будет неправильно. Вполне возможно, что последующие издания будут сформированы в качестве инновационного IT-продукта, электронного каталога с интуитивно понятной формой поиска, глоссарием, системой всевозможных запросов, фильтров и т.д. Но это в будущем, а сейчас нам надо понять, как эта книга будет воспринята профессиональным сообществом, станет ли она практикоориентированной, рабочей книгой, позволяющей прирасти знаниями и переложить их на эффективную работу с пациентами.

Ещё в блоге:

Цитоиммунограмма кожи – новый метод объективной цифровой оценки субпопуляционного состава клеток кожи
Цитоиммунограмма кожи – новый метод объективной цифровой оценки субпопуляционного состава клеток кожи

История дерматологии помнит массу попыток преобразовать кожу человека – плотную ткань в жидкость. Поиск способа разделения клеточного субстрата кожи для получения суспензии и изучения фенотипа клеток, входящих в ее состав, стал основой многолетнего исследования, результатом которого явился патентованный способ цифровой оценки субпопуляционного состава клеток кожи – цитоиммунограмма кожи... читать статью целиком

Фенотипическая дерматология
Фенотипическая дерматология

Ко мне очень рано пришло понимание необходимости перейти от лечения одного пациента к лечению их множества через создание методологии. Вспоминая французскую певицу Эдит Пиаф, которая говорила: «я пою не для всех – я пою для каждого» (при этом она пела для всех), я также хорошо помню то вдохновение, когда мне впервые пришла в голову мысль о… фенотипической дерматологии

Розацеа, лечим сознательно

Сознаю, коллеги, что здесь мы "лечим" метафизически, а не конкретного пациента, поэтому текст грешит универсальностью, но как ориентир - поможет нам лечить осознанно, в согласии с этапами воспаления и ориентируясь на наблюдаемые явления... читать далее

Ты есть то, что ты ешь

 

«Ты есть то, что ты ешь» — о смысле этой крылатой фразы Гиппократа, как и о прямом влиянии качества питания на здоровье не задумывался разве что совсем равнодушный к своему образу жизни человек. Даже яростные поклонники фастфудов в глубине души осознают, что рацион неплохо бы поменять. Далее...