мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Священная паста, дымовые ванны и очарование культурного кода Химба


Племя Химба — одно из самых колоритных и уникальных народностей Африки, живущее на севере Намибии, в районе Кунене, недалеко от границы с Анголой.

 


Являясь прямыми потомками народа Гереро (это те, что в пирамидальных головных уборах ярких цветов), от них Химба отделились всего-то 300 лет назад, сейчас племя насчитывает около 50 тысяч представителей. Они говорят на диалекте отджихимба – это одна из форм языка отджихереро (банту-группа). Интересный факт, но язык наиболее сильно связывает Химба с народом-предшественником – Гереро. Поскольку всё остальное контрастно-противоположно.



Глядя на фотографии, сделанные мной во время сопровождения экспедиции "Живая параллель GLOBAL в Намибии", можно подумать, что эти люди дикие, но это не так. У многих химба есть двойное гражданство — Химба и Намибия. Мало кто из нас может похвастать паспортами двух стран :), но при этом не признают западные законы в полной мере. Их культура, уклад жизни и внешний вид столетиями сохранились практически без изменений, несмотря на глобализацию. Изредка молодёжь уезжает в города, но и часто возвращается к корням.

А почему? Попробуем разобраться.
 

Образ жизни

Полу-кочевой скотоводческий народ. Живут в глиняных хижинах с конусовидными крышами, построенными из дерева, навоза и глины.




Спят прямо на полу, здесь же укрываются от палящего солнца и холодного ночного ветра. Здесь же готовят еду.


 

Крупный рогатый скот (козы и, особенно, коровы), как и в большинстве стран Африки, являются главным богатством. Однако, коровы у Химба считаются членами семьи. У них есть имена, и каждый член рода знает своё генеалогическое "молочное дерево" — это перечень коров, чьё молоко он имеет право пить. Убить корову — крайняя мера, допускается только в случае смерти хозяина или крупного ритуала. Поэтому, основная пища — молоко, кукурузная каша (ошифима) и... козлятина.





Интересно, что разделав очередную козу, Химба не оставляют отходов. Абсолютно все части животного идут на пользу. Мясо и органы для еды, рога и копыта для украшений и поделок, шкура для утепления, а кишечник для гадания и прогнозов. Так, старейшина племени, посмотрев на кишечник только что разделанной козы, сообщил нам, сделав загадочное лицо, что "кто-то умер в Анголе". Мы поверили ему на слово...


 

Повседневно, женщины занимаются домом, скотом и детьми.





 

Мужчины редко участвуют в хозяйстве, особенно во время перекочёвок. В основном охотятся, обеспечивают безопасность племени, выполняют тяжелую работу по обустройству стойбища.



Часто просто сидят без дела в тени деревьев, рассуждая о своём – о мужском.




Или, вооружившись мачете и луком, куда-то целенаправленно идут.


 

Один из самых уникальных аспектов культуры Химба — это то, как они ухаживают за телом.


Вода — табу для женщин

Химба живут в засушливых регионах, но поразительно то, что женщинам запрещено мыться водой, включая пребывание под дождём. Запрет на использование воды для мытья и даже умывания у женщин — важнейшая культурная норма. Вместо этого они обильно натираются пастой из охры и жира (отижизе) и принимают дымовые ванны над ароматными углями, чтобы очистить тело и придать аромат. Это не только гигиена, но и ритуальный уход.

Отижизе (otjize) — "священная паста"

Смесь жира (козьего, коровьего) и красной охры (гематита). Женщины покрывают ею всё тело и волосы, придавая коже характерный красно-терракотовый оттенок.
 


 

Женщины не только покрывают кожу пастой из охры — они также натирают веки пылью гематита, что придаёт глазам красноватый оттенок. Это считается привлекательным и помогает от солнечного света и пыли, служит защитой от злых духов и укусов насекомых. Кроме того, красный цвет кожи у женщин считается идеалом красоты.
 


Ароматизация без воды

Поскольку женщины не моются всю жизнь, вместо этого они используют дым от ароматных растений и смол для "курения тела" — форма сухого душа. Регулярно делают "дымовую баню" сидя над костром — для дезинфекции и аромата. Ну и разумеется, потом обсуждают лучший из вариантов такого ухода :)
 


Причёски как паспорт

Причёска и украшения Химба — это визуальный код, по которому можно узнать возраст, семейное положение, статус:

Мальчики, до инициации, носят одну косичку, которая специальным плетением позволяет достичь вертикально-извитой, как змейка, формы. Девочки до половой зрелости носят косички вперёд.



Со временем у них развивается функциональное косоглазие, которое является уникальным и неповторимым каноном красоты.

Подростки носят те же "отличия", но жгуты из волос (озондато) могут становится толще.





 

Замужние женщины украшаются множеством жгутов из волос, обильно покрытых охрой и жиром.






И чем старше женщина, тем в её прическе, и одеянии в целом, больше атрибутов.





















 

Вплоть до возможности покрыть голову головным убором – это признак высокого социального статуса в племени и большой ответственности.








 

Неженатые мужчины носят одну косу, а если голова обмотана, то перед вами — женатый, либо вдовец.


Украшения и символика

Украшения носит каждый представитель племени — и мужчины, и женщины. Используются раковины каури, кожа, металл.






Омбвико — пояс из кожи с подвесками, важный ритуальный элемент у девушек.


 

Украшения не просто для красоты — это социальные инициализаторы. По ним можно не только определить род, но и даже рассказать историю жизни.


 

А ещё, если у химба начинает чесаться ухо, это считается признаком того, что духи предков хотят поговорить с ним. Тогда серьги снимают, чтобы "услышать их лучше" во сне или во время ритуала.

А украшения на голенях и лодыжках служат защитой от укуса змей, коих в этих местах довольно много, а ходить пешком приходится часто и далеко.

 

Огонь, который не гаснет никогда

Химба поклоняются богу Мукуру (Mukuru) — бог-предок народа Гереро. По легенде, Мукуру вместе с женой Камунгарунгой и домашним скотом появились из дерева Омумборомбонга. Мукуру является доброжелательным божеством, проявляющим свою доброту через животворящий дождь, исцеляя больных и поддерживая стариков. А ещё, Мукуру подарил людям огонь и теперь у каждого рода есть священный огонь (okuruwo), который никогда не должен потухнуть. Его пламя символизирует связь с предками (забыл сказать, что химба – анимисты) и если огонь гаснет — это считается разрывом между мирами живых и духов. Поэтому за огнём следит старейшина рода и передаётся огонь по мужской линии.



Поскольку священный огонь – это центр ритуальной жизни племени, каждый вечер семьи совершают ритуал в честь предков.

 

 

Роды в одиночестве — как обряд инициации

Женщины Химба часто рожают в одиночку, вдали от деревни, часто без какой-либо медицинской помощи – это испытание на зрелость. После рождения мать и ребёнок проходят ритуальное очищение перед возвращением к общине.


 

Кстати, мужчины и женщины живут раздельно: мужчины — в центре деревни, там где находится домашний скот – ну конечно же для его охраны, а женщины — по периметру, там где могут прийти львы, гепарды, гиены и где ползают змеи – но это не так страшно :) 

Видимо, в задачи женщин входит ещё и охрана мужчин...
 


Дети и воспитание

Кстати, обратите внимание на эту фотографию. Помимо того, что на ней представлена традиционная семья племени Химба, на заднем плане два наших дефендера. Чуть далее палаточный лагерь, в котором мы жили 3 дня не приближаясь к границам племени под страхом нападения. Со слов старейшины, они должны были понаблюдать за нами, прежде чем позволить приблизиться и начать общение. Такой вот социальный карантин. 

Но, я отвлекся. Семьи традиционные – отец, мать и несколько детей. Парень, что постарше уже жених, его голова обмотана...



Дети растут в общине, под присмотром матери, других женщин, да всей общины в целом.








 

Воспитывают детей в духе коллективизма, уважения к старшим и традициям.




 

Структура деревни отражает структуру Вселенной

Химба строят деревню в строгом порядке: в центре — священный огонь и загон для скота, вокруг — хижины (помним, что ближе к центру мужчины, а женщины на границе), а там где восходит солнце — выход в мир духов. Они верят, что такая планировка поддерживает гармонию между людьми, природой и предками.



Следы на песке как память

Так как многие Химба неграмотны, они используют следы на земле как форму коммуникации. Опытные члены племени умеют не только отличить следы животных, но и по отпечаткам стоп определить кто проходил, когда и зачем — почти как чтение письма. 




Улыбка — табу при трауре

Во время траура Химба не имеют права улыбаться или выражать радость. Нарушение этого правила считается неуважением к умершему и может вызвать гнев духов. Как, например, вот эта сеньора, имя которой (с её слов) означает "Та, которая ходит на кладбище".


Справедливости ради, надо сказать, что туристическая доступность, интернет и глобализация, разумеется, влияют на идентичность Химба. На долю нашей экспедиции тоже выпало немало примеров социальной стратифицированности, бедности, неграмотности, других бед этого удивительного племени.

Вот девочка (мы же помним о косичках, да?), получив в дар денежку и не понимая, что с ней делать, перво-наперво... пробует её на вкус.



 

Сохранить культурный код будучи туристической достопримечательностью сложно. В желании заработать, многие представители соглашаются на фотосессии, продают сувениры — это их источник дохода, хоть они и понимают, что это ведет к культурной эксплуатации их самобытности.


 

Но, несмотря на влияние цивилизации, племя активно сопротивляется интеграции, являя яркий пример сохранения самоидентичности.


 

Теперь стало чуть яснее, почему молодёжь, которая решается на выход из племени и уезжает в города, часто возвращается обратно. В плен культуры.
 


 

Как и само племя Химба, всё сильнее отрывающееся, но продолжая оставаться в исторической связи с народом Гереро...



 

Химба в фотографиях 

Ещё в блоге:

Гориллы–«убийцы»

В подборке утренних новостей в мире, читаю сегодня новостную заметку о том, что «в очередной раз самец гориллы убил человека…» Поразительная однобокость посыла! Теперь большинство людей, читающих хотя бы по утрам, будут думать, либо усилят свои представления, об агрессии этих исчезающих, как вид, приматов. Это вызвало во мне желание рассказать, как однажды, 7 лет назад, находясь в составе экспедиции Живая Параллель в Африке, будучи в коротеньком переходе через джунгли Руанды, наш проводник вдруг резко остановился и быстром движением руки остановил всю шеренгу исследователей. Читать далее...

Дорога кончилась, началось направление...
Дорога кончилась, началось направление...

Действительно, когда кончается дорога - символ благоустройства, основа порядка градостроения, обязательный элемент в системе современных отношений, то начинается... направление - символ свободы выбора. Помните, в фильме «Кин-дза-дза»:
– Будем считать, что Ашхабад там!

Читать далее...

Культура – надбиологическая совокупность феноменов
Культура – надбиологическая совокупность феноменов

Остаются считанные дни времени пребывания экспедиции Живая Параллель в Перу. Изучив тексты, увидев множество подтверждений мифов и обоснованности сведений об инках, встретившись с представителями разных социумов, возникших вследствии испанского завоевания, настало время разделить реальную жизнь с последними потомками инков. Благо, это оказалось реальностью, поскольку наш проводник Элвис, родом из народности кечуа, являющейся прямым наследником культурных традиций инков, видя нашу искреннюю (не туристическую) потребность пожить в культуре, любезно пригласил посетить его деревню.

Читать далее...

Как жаль, что вы больны не мной...
Как жаль, что вы больны не мной...

– Дорогая, что привезти тебе из экспедиции?
– А вези, что хочешь, сейчас всё лечится...

Этим коротким диалогом, я хочу в рубрике Джунгли дерматологии на портале Эстетический Гид найти место для неотъемлемой части нашей специальности, которая всегда прячется в масках социальных одежд и жизненных перипетий, проявляя себя неожиданно, событийно и пугающе, словно вылетевшая птица из густой листвы. Имя её – венерология... читать ещё