Тем не менее, мир не состоит из отдельных людей, учеников и наставников. Мир состоит из отношений между ними, а человечество развивается через установление новых отношений с миром, в котором путешественники не строят новую реальность, а строят новые связи, также как количество нейронов в мозге не меняется, а меняется количество нейрональных связей между ними – чем их больше, тем широта нашего мышления шире. И, стало быть, чем больше наших связей, тем мы становимся социально и культурно мощнее.
Третья мысль – ОТНОШЕНИЯ.
Отношения проверяются. В детстве интуитивно и с интересом через тексты, поскольку всё в этом мире нас окружающее – есть текст,
а у взрослых ещё и через проживание. Но, как же они завязываются эти отношения у взрослых? Как происходит распознавание свой-чужой? Неужто как в "социальном вавилоне" – Нью-Йорке, через ответ на вопрос: "откуда ты?" Нет! Только в диалоге культур.
В доказательство сказанному, вспомню слова Тура Хейердала: «Что знал я об этом человеке? Только то, что говорило мне его открытое лицо! А оно говорило многое!»
Так, познакомившись с Борисом Романовым, врачом из Москвы, кто сопровождал первую часть экспедиции KON-TIKI II (от Южной Америки до острова Пасхи). Мы, люди из разных городов, но России. Из разных поколений, но отдающих дань уважения наставникам, в результате мгновенно сблизились духовно, культурно и по интересам. То же самое произошло, уже между нами с Борисом и норвежцем Торгейром Хиграфом, автором экспедиции KON-TIKI II при нашей встрече в Бергене.
Из воспоминания:
самый частый вопрос, который мне задают, как вообще я попал в команду KON-TIKI II? Для людей, родившихся в Советском Союзе и выросших на передаче “Клуб путешественников” с его бессменным ведущим Юрием Сенкевичем, Kon-Tiki и сама личность Тура Хейердала – нечто легендарное и недостижимое. И вдруг я плыву по тому же маршруту, под тем же самым флагом с изображением древнего Бога Солнца! Век информационных технологий имеет свое неоспоримое преимущество – стираются границы и уходят расстояния, разделяющие города и страны. И норвежский путешественник, и перуанский строитель плота, и английский журналист – все мы гораздо ближе друг к другу. Например, сидим на одном и том же сайте путешественников.
Именно там я увидел, что норвежец Торгейр Хиграфф ищет в команду KON-TIKI II русского врача, отдавая тем самым дань памяти своему прославленному земляку-путешественнику и его дружбе с русским врачом. Не скажу, что в этот момент меня охватило желание принять участие в экспедиции, скорее оно возникло ранее, ещё несколько лет назад, пройдя яхтенную практику и получив квалификацию шкипера парусного судна, родилась мечта о морском путешествии, даже писал как то, что отращу бороду и в кругосветку, а тут раз и само путешествие меня нашло. Разве это не удивительно?
Анкету заполнил не сразу. Путешествие длительное, а когда ты чувствуешь ответственность за маму, семью и большой коллектив NEO-Clinic из более чем 200 человек – врачей, медицинских сестер, моих коллег и друзей, с кем мы идем одной дорожкой уже 12 лет, оказывая медицинскую помощь, обучая других специалистов и совершая научные открытия, однозначное решение принять не просто. Целая история совместной работы и жизни связывает нас. Именно эти мысли удерживали от заполнения анкеты, но интерес к неизвестному и уверенность в профессионализме и самостоятельности моих коллег, заставили ее заполнить до конца и отправить организаторам.
Реакция знакомых и коллег на тот факт, что я включен в команду KON-TIKI II была самая разная – от восхищения до непонимания. Согласитесь, далеко не каждый современный человек, откажется от комфорта цивилизации и отправится в неизвестность – в путешествие не в комфортабельной каюте лайнера, а на плоту с хижиной из тростника через Тихий океан, больше 4000 км проплыв от берегов Южной Америки (Перу) до Острова Пасхи и, что впервые в истории, совершит еще и обратный путь – от Острова Пасхи к берегам Южной Америки.
На участии именно русских врачей настоял сам организатор экспедиции Торгейр Хиграфф. По его словам, «это связано с тем, что мы хотим собрать международную команду, как некогда Хейердал собрал на своем судне. Мы хотим, чтобы в одной лодке были абсолютно разные люди. В нашей команде уже есть люди из Америки, Норвегии. Но главное, я уверен, что российские кандидаты могут справиться с этой задачей. Многие хорошие врачи получают образование именно в России. Кроме того, я уверен, что они будут рады поучаствовать в путешествии. Я думаю, что русские люди очень благородные. Они постараются не подвести свою страну».
Можно долго спорить какую лучше жизнь прожить яркую и короткую или длинную, но размеренную. Уверен, сделать свою жизнь яркой и насыщенной помогают мечты. Они как магниты притягивают людей в события, а уж люди "подтягивают" возможности. Так формируется фарватер будущего путешествия, как события в истории человечества.
И, главной задачей в таком событии, каковым является путешествие, выделяется самопознание и самовоспитание, которое как известно не привязано к возрасту. Так, на разных континентах, я наблюдал культуры в которых есть момент, когда человеку взрослеющему определяется переход во взрослую жизнь. Например, масаи: убил льва – стал взрослым. Или другое, даже взрослый приезжая впервые в Америку ведет себя как ребенок. Следовательно, взрослость не привязана к паспортному возрасту, она привязана к масштабу события в котором этот человек оказывается и к оказанному на него, человека, влияния. Так, человечество развивается через установления новых отношений с миром и многообразием его явлений. А, сами путешественники строят новые отношения культур и
отражая их в заметках о путешествии и других ориентирах памяти, рассказывая потом о которых людям, тем самым изменяют мир. Или хотя бы меняют отношение к нему.
В путешествии наблюдаются очень мощные растаскивающие эволюционные силы, именно там происходит расширение пространства для самопознания, узнаются новый психизм, случается трансценденция, порождаются новые смыслы. Видя инаковость вживую, путешественники укореняются в желании оставаться уникальными.
Эволюция идет в сторону усложнения форм существования, а мир животных менялся через смену контекста – от диких к домашним, через приручение.
А человек может сам менять контекст, расширяя мощь своего мышления и тем самым изменять мир. Человека ничто и никто не может приручить, кроме себя самого.
Здесь надо говорить о таких явлениях, как вера, любовь, духовные скрепы и пр. Но, это будет в другой раз. Если коротко, то реально только смерть требует от человека постоянной изменчивости, необходимости смены способов саморазвития, в том числе образования. А значит, образование в этом смысле выступает функцией смертности, определяющей активность в жизни. Одной из многих функций, оговорюсь.
Итак, этим разговором, мы заложили основу энергоизбыточности предназначения путешественника его МЕСТОМ РОЖДЕНИЯ, наличием НАСТАВНИКОВ и осознанием роли ОТНОШЕНИЙ. Но, предназначение имеет направленность, впору обсудить и это.