My projects
Photo Video Blog Books
Goltsov Sergey
I serve the art of medical doubt

Lecture "Diagnosis: The Traveler"

 

It was an honor for me to visit the birthplace of the Russian doctor and traveler, artist and writer Pavel Yakovlevich Piasetsky for the first time. Agree, travel doctor - not so rare. Of those who have all heard Anton Pavlovich Chekhov, Alexander Vasilyevich Yeliseyev, Vladimir Ivanovich Zakharov, Yury Alexandrovich Senkevich, and Vitaliy Georgievich Volovich, and many other well-known doctors who in their desire to travel believed that there is no This world of borders.

In any journey, a special role is given to relationships, like people of different nationalities, they are all different, but in the case of an ailment people always speak a common language - the language of the body, organs and senses. The doctor, on the other hand, is able to recognize this language of symptoms and make it easier for a friend to serve a common cause - the purpose of travel.

The second thing that unites a doctor and traveler is, most likely, a natural curiosity, because a good doctor learns all his life. Going on a trip, the doctor first goes for knowledge. So, during my travels to Africa, Papua New Guinea, India, the Pacific Ocean, as a dermatologist, I was able to see such skin diseases that I would never have met in the Tyumen clinic.

Grafted from the student bench skills - to collect anamnesis, make logical conclusions, diagnose, describe the treatment plan and, as is known, always make a lot of written notes - also comes in handy on travel, settling on the pages of travel diaries. Moreover, it does not matter where you write the diary - at 100% humidity of the rainforest or five minutes before the email in the Pacific Ocean. This is done several times a day, discipline for the doctor - the main thing! As a reward for this, the diary will tell you later what the journey was like.

And lastly - in the world, as in the human body, there are no white spots left. But, nevertheless, both doctors and travelers, every day make discoveries, laying new ways and defeating diseases. It is with such a medical view of travel that I happily shared with travelers, polar explorers, pioneers, scientists and all those who continue their journey across our planet.

Когда человек взрослеет, у него одна забота – найти учителей. Мне с ними повезло не только в медицине, когда я, будучи студентом, встретил доктора медицинских наук Матусевича Сергея Львовича, привившего любовь к дерматологии, но и науке, когда я впервые познакомился с академиком РАН Мельниковым Владимиром Павловичем, одним из открытий которого, пленившим меня, стала реликтовая бактерия обнаруженная при бурении вечной мерзлоты в Якутии. За миллионы лет без солнца, они научились выживать, и группе ученых, под руководством академика Мельникова, удалось перенести свойства выживания на другой биологический объект – лабораторная мышь. Результаты: в несколько раз увеличился возраст, активность и продолжительность жизни…А, в отношении людей эксперименты пока не проводились, помните, результаты полученные от добровольцев крайне отличались от тех, кто кричал и сопротивлялся… :)

А вот пристрастие путешествовать было обретено знакомством с профессором Теслиновым Андреем Георгиевичем, экспедиции которого, под названием Живая параллель, начиная с 2010 года, я сопровождал в качестве врача в разные страны и на разные континенты. Были и в Папуа Новая Гвинея, изучая культуру племени караваев. Проживая с ними в домах на деревьях,

помогая этим допервобытным людям в поисках еды,

добывая огонь, хоть и примитивным, но во влажных джунглях очень эффективным способом,

погружаясь в их культуру

и, через это погружение, глубже познавая свою.

Были мы и в других экспедициях в разные уголки планеты, но всегда с одними намерениями – изучение культуры и поиск закономерностей развития. Например, в Восточной Африке.

В племенах масаи в Танзании.

Участвуя в обрядах и празднествах народов Руанды.

Переходя через места поселений горилл в джунглях Африки.

Участвуя в ритуалах Вуду в Западной Африке.

Изучая закономерности развития через совместный труд с представителями народов Бенина.

Погружаясь в истоки традиций племени Тамберма в Того.

 

Переходя пустыню Сахара и проверяя на прочность характер в песчанной буре

или испытывая волю, заплутав в джунглях Папуа Новой Гвинеи.

 

Проживая в Индии медитирующей и развивающейся, но при этом остающейся уникально самобытной культурой.

Путешествуя по Бутану – уникальной стране, где наряду с Министерством счастья и культом тантрического буддизма

люди до сих пор верят в магическую силу фаллоса.

Мы пытались строить заново, разрушенный на 90% землятресением, но не сломленный духом Непал. Об этом будет отдельная история...

Говоря о проводнике и передаваемом пристрастии путешествовать, у меня просится вторая мысль в разговоре о предназначении – НАСТАВНИК. Это тоже неотъемлемая часть диагноза: Путешественник. 

Поскольку наставники это проводники в новый социокультурный слой. 

Тем не менее, мир не состоит из отдельных людей, учеников и наставников. Мир состоит из отношений между ними, а человечество развивается через установление новых отношений с миром, в котором путешественники не строят новую реальность, а строят новые связи, также как количество нейронов в мозге не меняется, а меняется количество нейрональных связей между ними – чем их больше, тем широта нашего мышления шире. И, стало быть, чем больше наших связей, тем мы становимся социально и культурно мощнее.

Третья мысль – ОТНОШЕНИЯ.

Отношения проверяются. В детстве интуитивно и с интересом через тексты, поскольку всё в этом мире нас окружающее – есть текст,

а у взрослых ещё и через проживание. Но, как же они завязываются эти отношения у взрослых? Как происходит распознавание свой-чужой? Неужто как в "социальном вавилоне" – Нью-Йорке, через ответ на вопрос: "откуда ты?" Нет! Только в диалоге культур.

В доказательство сказанному, вспомню слова Тура Хейердала: «Что знал я об этом человеке? Только то, что говорило мне его открытое лицо! А оно говорило многое!»

Так, познакомившись с Борисом Романовым, врачом из Москвы, кто сопровождал первую часть экспедиции KON-TIKI II (от Южной Америки до острова Пасхи). Мы, люди из разных городов, но России. Из разных поколений, но отдающих дань уважения наставникам, в результате мгновенно сблизились духовно, культурно и по интересам. То же самое произошло, уже между нами с Борисом и норвежцем Торгейром Хиграфом, автором экспедиции KON-TIKI II при нашей встрече в Бергене.

Из воспоминания:

самый частый вопрос, который мне задают, как вообще я попал в команду KON-TIKI II? Для людей, родившихся в Советском Союзе и выросших на передаче “Клуб путешественников” с его бессменным ведущим Юрием Сенкевичем, Kon-Tiki и сама личность Тура Хейердала – нечто легендарное и недостижимое. И вдруг я плыву по тому же маршруту, под тем же самым флагом с изображением древнего Бога Солнца! Век информационных технологий имеет свое неоспоримое преимущество – стираются границы и уходят расстояния, разделяющие города и страны. И норвежский путешественник, и перуанский строитель плота, и английский журналист – все мы гораздо ближе друг к другу. Например, сидим на одном и том же сайте путешественников. 

Именно там я увидел, что норвежец Торгейр Хиграфф ищет в команду KON-TIKI II русского врача, отдавая тем самым дань памяти своему прославленному земляку-путешественнику и его дружбе с русским врачом. Не скажу, что в этот момент меня охватило желание принять участие в экспедиции, скорее оно возникло ранее, ещё несколько лет назад, пройдя яхтенную практику и получив квалификацию шкипера парусного судна, родилась мечта о морском путешествии, даже писал как то, что отращу бороду и в кругосветку, а тут раз и само путешествие меня нашло. Разве это не удивительно?

Анкету заполнил не сразу. Путешествие длительное, а когда ты чувствуешь ответственность за маму, семью и большой коллектив NEO-Clinic из более чем 200 человек – врачей, медицинских сестер, моих коллег и друзей, с кем мы идем одной дорожкой уже 12 лет, оказывая медицинскую помощь, обучая других специалистов и совершая научные открытия, однозначное решение принять не просто. Целая история совместной работы и жизни связывает нас. Именно эти мысли удерживали от заполнения анкеты, но интерес к неизвестному и уверенность в профессионализме и самостоятельности моих коллег, заставили ее заполнить до конца и отправить организаторам. 

Реакция знакомых и коллег на тот факт, что я включен в команду KON-TIKI II была самая разная – от восхищения до непонимания. Согласитесь, далеко не каждый современный человек, откажется от комфорта цивилизации и отправится в неизвестность – в путешествие не в комфортабельной каюте лайнера, а на плоту с хижиной из тростника через Тихий океан, больше 4000 км проплыв от берегов Южной Америки (Перу) до Острова Пасхи и, что впервые в истории, совершит еще и обратный путь – от Острова Пасхи к берегам Южной Америки. 

На участии именно русских врачей настоял сам организатор экспедиции Торгейр Хиграфф. По его словам, «это связано с тем, что мы хотим собрать международную команду, как некогда Хейердал собрал на своем судне. Мы хотим, чтобы в одной лодке были абсолютно разные люди. В нашей команде уже есть люди из Америки, Норвегии. Но главное, я уверен, что российские кандидаты могут справиться с этой задачей. Многие хорошие врачи получают образование именно в России. Кроме того, я уверен, что они будут рады поучаствовать в путешествии. Я думаю, что русские люди очень благородные. Они постараются не подвести свою страну». 

Можно долго спорить какую лучше жизнь прожить яркую и короткую или длинную, но размеренную. Уверен, сделать свою жизнь яркой и насыщенной помогают мечты. Они как магниты притягивают людей в события, а уж люди "подтягивают" возможности. Так формируется фарватер будущего путешествия, как события в истории человечества.

И, главной задачей в таком событии, каковым является путешествие, выделяется самопознание и самовоспитание, которое как известно не привязано к возрасту. Так, на разных континентах, я наблюдал культуры в которых есть момент, когда человеку взрослеющему определяется переход во взрослую жизнь. Например, масаи: убил льва – стал взрослым. Или другое, даже взрослый приезжая впервые в Америку ведет себя как ребенок. Следовательно, взрослость не привязана к паспортному возрасту, она привязана к масштабу события в котором этот человек оказывается и к оказанному на него, человека, влияния. Так, человечество развивается через установления новых отношений с миром и многообразием его явлений. А, сами путешественники строят новые отношения культур и

отражая их в заметках о путешествии и других ориентирах памяти, рассказывая потом о которых людям, тем самым изменяют мир. Или хотя бы меняют отношение к нему.

В путешествии наблюдаются очень мощные растаскивающие эволюционные силы, именно там происходит расширение пространства для самопознания, узнаются новый психизм, случается трансценденция, порождаются новые смыслы. Видя инаковость вживую, путешественники укореняются в желании оставаться уникальными.

Эволюция идет в сторону усложнения форм существования, а мир животных менялся через смену контекста – от диких к домашним, через приручение.

А человек может сам менять контекст, расширяя мощь своего мышления и тем самым изменять мир. Человека ничто и никто не может приручить, кроме себя самого.

Здесь надо говорить о таких явлениях, как вера, любовь, духовные скрепы и пр. Но, это будет в другой раз. Если коротко, то реально только смерть требует от человека постоянной изменчивости, необходимости смены способов саморазвития, в том числе образования. А значит, образование в этом смысле выступает функцией смертности, определяющей активность в жизни. Одной из многих функций, оговорюсь.

Итак, этим разговором, мы заложили основу энергоизбыточности предназначения путешественника его МЕСТОМ РОЖДЕНИЯ, наличием НАСТАВНИКОВ и осознанием роли ОТНОШЕНИЙ. Но, предназначение имеет направленность, впору обсудить и это. 

Доказать научным способом факт предназначения человека, как социального пути уготованного до рождения, невозможно. Поскольку это вопрос не науки, а веры. Биографические исследования показали, что те люди, кто оставил в истории человечества след, как правило, в детстве верили в свое особое предназначение. Однако, если в детстве верить в это интересно, в юности вдохновенно и продуктивно, то во взрослости это может быть опасным или попросту ненужным. 

В не таком далёком прошлом, сын короля воспитывался как король, сын купца должен был становиться купцом, сын масаи проживал с папой, а девочки-масаи с мамой до взросления обучаясь необходимым навыкам, сыну воина на острове Папуа Новая Гвинея предназначено быть воином, а девочке предназначено рожать детей, в том числе для питания племени (в некоторых местах ещё обнаруживается каннибализм). Во многих странах в средние века бытовал принцип выгодно выдать или выйти замуж за того, кого выберут родители. Всё это предназначение по социальному признаку. Это не наша тема обсуждения.

В настоящее же время социальное предназначение вытесняется тем, что дети сами могут участвовать в определении своего жизненного пути. Ошибаясь, в том числе жестоко, как эти мальчишки в буддисткой одежде, но почему то, вопреки миролюбивым традициям буддизма, с оружием в руках. Участвуя в своём определении жизненного пути.

В более взрослом возрасте начинает проявлять себя идея платоновского андрогина, как поиска своей любви. Напомню кратко суть этого тезиса. По мнению Платона, в доисторические времена, существовали андрогины – мужчино-женщины, которых Бог разделил, оставив в мужчине частичку женщины, а в женщине частичку мужчины. Так и ищут эти частички друг друга, этим Платон объяснял феномен любви, как вечный поиск себя в другом человеке. И, стало быть, всю жизнь человека как поиск обрести Целое через любовь. Кстати, он не одинок в этом истолковании, например, в Индии культ лингама повсеместен как символ стремления к вселенской гармонии.

Предназначением, чаще всего озадачены люди, которым мало личной социальной результативности. Они стремятся к расширению области познания не только своей, сколько общечеловеческой. Хорошо, когда парень думает о карьере, а девушка о желает стать матерью. А если они обладают талантом? Или творческим даром? Или харизмой? Или их волнует личностное предназначение? В этом случае они оказывается перед ВЫБОРОМ.

Итак, четвертая мысль – НАЦЕЛЕННОСТЬ

К сожалению, некоторые люди самообманываются идеей своего мистического предназначения уготованного им какой либо высшей силой. В нашем случае это не обсуждается, посколько принцип целого, о котором мы говорили в самом начале, подразумевает обязательное присутствие в жизни путешественника МЕСТА РОЖДЕНИЯ уникального для него, НАСТАВНИКА взволновавшего его до удивления, ОТНОШЕНИЙ, оставивших в нём культурный след и НАЦЕЛЕННОСТИ, как некой внутренней готовности сделать ВЫБОР

Когда выстраиваются именно такой диалог, то согласитесь – нам не интересно что лектор делает в аудитории, нам интересно что он делает в жизни. Так и я готов поделиться тем, что произошло со мной в последнее время, и через это попытаться построить новые отношения с вами, читатель.

 

Оглядываясь назад.

Кто не помнит прошлого, тот не узнает будущего. Мы поговорили о "симптомах", которые могут быть проявлены в предназначении путешественника, в частности:

  • о месте рождения – как некой среде, в которой закладывается склонность к самопознанию;
  • о наставниках – как проводниках в новый социо-культурный слой;
  • об отношениях – как одной из форм диалога культур с помощью которой, путешественники расширяют мощь своего мышления и масштаб мышления человечества;
  • о нацеленности – как ключевой деятельности предназначения и готовности к социальному акту – ВЫБОР.

День второй и второй разговор – о выборе.

С давних пор известно, что существует платоновский мир идей, где идеи и мысли витают в абсолютной свободе, а человек не придумывает ничего нового, а только вспоминает, когда то и кем то забытое.

Пропуском, к этим общечеловеческим знаниям, является инсайт, озарение, муза, или подобное этому состояние. Мысль или идею, пишет философ Мамардашвили, нельзя подумать механистически, её нужно прострадать или запомнить до изумления! И, сделать это можно только через проживание.

Здесь надо отметить, что для людей с мистическими взглядами, предназначение – это судьба уготованная им высшими силами, мы об этом говорили. А, для человека с научным мировоззрением, предназначение это всего лишь череда событий его жизни, согласованная с его планами. Конечно, это крайности суждений, но нам так удобнее считать для аргументации обсуждаемого.

И, в связи с таким условным делением взглядов, одних привлекает поход за горизонт.

Другие же выбирают очарование уюта домашнего очага.

Иными словами, одни в самопознании выбирают воспитание детей и творчество, другим надо погрузить себя самого в неизвестность. 

Однако, главное здесь – не ЧТО выбрать из списка, а сам факт социального акта – ВЫБОР, если он есть, это ещё один «симптом» в копилку диагноза: Путешественник. Для удобства можно взять точку зрения с позиции греческой мифологии и поделить "людей выбирающих" по принципу – одни выбирают путь ЭРОСА (творческий) – порождение текстов, произведений искусства, проживание пути самопознания внутри себя,

других привлекает ТАНАТОС (экспериментальный путь) – как попытка узнать себя другого через погружение в инаковую среду, запланированно умереть в своих глазах и воспарить вновь, как птица Феникс, изжить себя целиком и полностью, а потом собрать в осколках тысячи зеркал, но уже другого – исполненного новыми смыслами. Так или иначе, но это будет ВЫБОР и путешественнику его не избежать. Это пятая мысль.

В качестве примера творческого варианта выбора может быть краткая история жизни Пясецкого Павла Яковлевича – врача, художника и путешественника. Он родился в 1843 году в Орле, где и прошло его детство – это о МЕСТЕ РОЖДЕНИЯ
Закончил Московский императорский университет на медицинский факультет, где обрёл любовь к рисованию, сделав сотни рисунков по анатомии, гистологии, судебной медицине, акушерству, кожным болезням, служившие студентам в качестве учебных пособий. Защитил диссертацию, но в свободное время посещая мастерскую художника П. П. Чистякова в императорской академии художеств в качестве вольнослушателя – это о НАСТАВНИКАХ.
Первую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири» отметили большой золотой медалью Императорского русского географического общества. А вот это новое, смотрите, преуспевающий врач и вдруг... этнографы и географы – это об ОТНОШЕНИЯХ с другими культурами.
В 1894—1900-х годах по заказу комитета по сооружению Сибирской железной дороги изготовил гигантскую (942 метра) движущуюся панораму Транссиба «Великий Сибирский путь» – от Урала до Тихого океана. Это, о НАЦЕЛЕННОСТИ врача стать путешественником. Картина-панорама была представлена на Всемирной выставке 1900 года в Париже. За эту панораму он был удостоен Ордена Почётного легиона.

Так, кто же Пясецкий П.Я. – врач, художник или путешественник? Что произошло с ним в жизни? А вот что! У негоо случился однажды его ВЫБОР пути ЭРОСА — пути божества любви в древнегреческой мифологии, олицетворяющего творческое начало в человеке. И, развивая творческое начало он проживал свой путь самопознания.

Другим примером будут те, кто выбирает ТАНАТОС – олицетворение смерти, опасности. Путь полного отречение от себя физического и осмысленное противопоставление себя опасности смерти. Экспедиции – лучший пример!

Спросите доктора не что он рекомендует пациенту, а что он порекомендует себе – вы знаете, это будут две различные рекомендации. Так, не трудно догадаться, что выбрал я и мои товарищи по экспедиции KON-TIKI II. Мы шли в сороковые ревущие широты, зная что будем там первыми в мире на плотах. Лидер экспедиции норвежец Торгейр Хиграфф вёл людей, зная об опасности. И, при этом не останавливался.

Для справки.

Когда, в 2014 году были опубликованы результаты расширенного анализа ДНК, которые показали, что жители островов Полинезии контактировали с коренными американцами еще до прибытия европейцев — c XIV-XV веков (пишет kommersant.ru), это подтвердило догадку Тура Хейердала, что Тихий океан не был преградой для местного населения, а использовался для передвижения и миграции. Норвежский мореплаватель и журналист Торгейр Хиграфф решил, что новое подтверждение теории легендарного археолога — отличный повод повторить и само плавание, причем на этот раз стоит не только дойти до берегов тропической Полинезии, но и вернуться таким же способом назад в Перу — и сделать это не на одном бальсовом плоту, а на двух. Группа из 14 человек отплыла от берегов Перу 7 ноября 2015 года. Помимо запасов воды, сушеных овощей и вяленого мяса на плотах разместили почти тонну научно-исследовательского оборудования — на пути следования экспедиции располагалось Большое тихоокеанское мусорное пятно, и морские биологи решили изучить его влияние на местную фауну в память о первом в истории науки обнаружении живой змеиной макрели экспедицией Тура Хейердала. Спустя 43 дня после начала пути два плота достигли острова Пасхи, успешно повторив путь Хейердала. Здесь экспедиция устроила двухнедельный перерыв, чтобы пополнить запасы и встретить Новый год, а 6 января отправилась в обратный путь, который неожиданно оказался сложным. Атипичные ветра гнали плот не в том направлении, запасы провизии неумолимо таяли, а расчет на то, что их можно будет пополнять за счет рыбалки, не оправдался — рыба клевала неохотно и один раз пришлось ждать улова 20 дней. К тому же после двух месяцев путешествия бревна плотов начали расползаться — сквозь волокна скрепляющих их веревок проросли зеленые водоросли. 16 марта 2016 года, находясь в 2300 км от побережья Чили, экспедиция израсходовала последние запасы пресной воды и вынуждена была подать сигнал бедствия. После 8334 км и 115 дней в море команда была эвакуирована военным кораблём чилийской Армады. 

Здесь уместно говорить об ответственности, как моральном согласии с последствиями своих решений и поступков. У путешественника это всегда является предметом внутренней борьбы. Хотите или нет, но из каждого ВЫБОРА следствия извлекутся сами, поэтому далее нас ждет третий разговор – о СЛЕДСТВИЯХ.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ и третий разговор – о следствиях.

Кратко вспомним состоявшееся.

Мы поговорили о "симптомах", которые могут быть проявлены в предназначении и выборе путешественника, в частности:

  • о месте рождения – как некой среде, в которой закладывается склонность к самопознанию;
  • о наставниках – как проводниках в новый социо-культурный слой;
  • об отношениях – как одной из форм диалога культур с помощью которой, путешественники расширяют мощь своего мышления и масштаб мышления человечества;
  • о нацеленности – как ключевой деятельности предназначения и готовности к социальному акту – выбор;
  • о выборе – как социальном акте выбора самопознания через творчество или погружение в инаковую среду.

Следствия, как известно, хочешь или нет, а из ВЫБОРА извлекутся сами. Следствиями этими являются ЦЕННОСТИ, порождаемые путешественником – это шестая мысль.

На пути самопознания, через всё что мы обсудили, проявляется личность. Что же такое личность? Если кратко, обратившись к "Моцарту" психологии Выготскому Л.С., то личность это структура ценностей. Личность устанавливает новые отношения с миром. Личности влияют на культурные контексты и создают новые обстоятельства жизни. Обстоятельства определяют властвование. Так путешественники властно творят день завтрашний, отвечая за последствия своих действий. Так они ставят цели и служат цели, но не привязываются к ним. Тогда цель, какая бы она ни была, не затмевает ЦЕННОСТИ.

В качестве примера сказанного, приведу исторический факт. 5 ноября 1960 года Леонид Рогозов отбыл на дизель-электроходе «Обь» в Антарктиду в качестве врача 6-й Советской Антарктической экспедиции. там была открыта новая советская антарктическая станция — Новолазаревская. 29 апреля 1961 года Леонид обнаружил у себя тревожные симптомы: слабость, тошноту, повышенную температуру тела и боли в правой подвздошной области. Будучи единственным врачом в экспедиции, состоявшей из 13 человек, Леонид сам поставил себе диагноз: острый аппендицит. Чтобы спасти жизнь заболевшего полярника, необходима была срочная операция на месте. И единственным выходом в сложившейся ситуации было делать операцию самому себе.

Он удалил воспалённый аппендикс за 1 час 45 минут. Через пять дней температура нормализовалась, ещё через два дня были сняты швы.

Леонид Рогозов в «Информационном бюллетене Советской Антарктической экспедиции» писал: Я не позволял себе думать ни о чём, кроме дела…

Лётчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Герман Титов, в своей книге «Голубая моя планета», написал: "В нашей стране подвиг — это сама жизнь. но, мы завидуем мужеству советского врача и я размышляю обо всём этом наедине с собой и спрашиваю: а смог бы я такое сделать?"

Такими путешественниками хаос приоритетов человечества перерабатывается в сложный порядок ценностного уклада. Настолько стройного, что личность, видя строгость собственной ценностной структуры, другими словами достигнув идеала, готова разрушить её, принеся себя в жертву. Мы говорили об этом, что нельзя быть здоровее здорового, так и личность, достигнув края или предела в понимании структуры ценностей, имеет только один шанс продолжить себя – через разрушение И, моя седьмая, заключительная мысль – о САМОПОЖЕРТВОВАНИИ. Посудите сами.

Станислав Васильевич Курилов — советский, канадский и израильский океанограф, писатель. Будучи «невыездным» и желавший стать океанографом, запланировал убежать из СССР. Ночью 12 декабря 1974 года он прыгнул с кормы экскурсионного судна в воду, в Тихом океане. Без еды, питья и сна, в течение более чем двух суток Станислав проплыл до острова Сиаргао (Филиппины) около 100 км.

В СССР Курилов был заочно приговорён к 10 годам лишения свободы за измену Родине а семья подверглась репрессиям.

Русский прозаик и диссидент Василий Аксёнов писал: вот он, образ вечного мятежника!

Говоря о САМОПОЖЕРТВОВАНИИ, надо говорить, что нельзя быть чуть чуть беременной – тут либо все либо ничего! Что нужно было Курилову? Свобода? Нет. Ведь свобода это выбор альтернативы кажущейся разумной. А что же тогда? В одном из своих сочинений Лев Николаевич Толстой писал, что «человеку нужно всего три аршина земли», а Антон Павлович Чехов, известный своей агорафилией – любовью к открытому пространству, возражал ему, дескать, «вздор это – три аршина земли нужно мёртвому, а человеку нужен весь земной шар».

Вот как, после такого диалога великих писателей жить, не путешествуя? Как? Как доктор скажу, что личность, со своим набором симптомов (которому мы уделили три разговора) заболевает таким диагнозом как Путешественник. И в дальнейшем развитии симптоматики, с накопившимся багажом симптомов, меняет сложившийся быт и консервативность взглядов, как это сделал Борис Романов – врач первой части экспедиции KON-TIKI II, на убегающую даль горизонта неизвестности и познание себя через инаковую среду, чтобы приблизить себя к черте САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ, о которой великолепно спел Игорь Тальков: "... где у последней черты, каждый вспомнит о Боге!". 

Карл Поппер говорит, что мир состоит из трех миров (физический или фактов, суждений, знаний) и нет ничего обьективного в природе, есть только совокупность субьективных суждений, а для того чтобы понять надо договориться со своими намерениями. Это только у больного шизофренией все смыслы явлений в одинаковом значении, он держит все смыслы одновременно и они равны для него, а здравомыслящая личность всегда договаривается с самой собой о приоритетности. И, если мы говорим о путешественнике, то он точно знает свои приоритеты.

Если вы спросите меня, а дальше что? Неужели САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ это результат пути самопознания? На этом всё? Конец!

Нет. Важно, не столько само самопожертвование, сколько внутренняя готовность к нему. А что, если не произошло это самопожертвование, что если обстоятельства сложились так, что оно не состоялось, несмотря на готовность. Тогда только один выход – снова в ВЫБОР творчества (ЭРОС) или новой инаковой среды (ТАНАТОС), но только уже другого порядка. Поиск этого ВЫБОРА есть вечная миссия путешественника. А, выход за пределы путешествия – оСОбычивание (придание событийности) его, задавание вопросов к нему, признания в переживаниях – в этом долг путешественника, повторюсь, если случай принести себя в жертву ему не выдался.

Так, после экспедиции KON-TIKI II, которая не дала возможности проявить нам САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, создалось ощущение незаконченности, а, как известно – над каждым незаконченным делом висит проклятие. Чтобы избавиться от этого испепеляющего чувства и также избавить моих друзей по экспедиции, мне удалось подготовить книгу.

Писаное слово – лучший союзник любознательности в ее поединке с временем. Оно выдержит любое путешествие. Более того, один человек может за несколько минут прочесть о том, что испытано другим за всю жизнь. А человек не проживает жизнь, а подгоняет ее под рассказ о ней. Согласитесь, что пока мы не отразили какое то событие в своих мыслях, в разговорах или тексте, вряд ли его можно считать состоявшимся для нас. Так вот, на почти трёхстах страницах этой книги, я попытался через тексты рассказать моему читателю то, что было в моем сердце и происходило в экспедиции на пути от острова Пасхи. А тот опыт проживания на плотах в Тихом океане, что не вошёл в книгу, показал в 7-серийном научно-популярном фильме «KON-TIKI II: утомленные ветром», в котором проявились ответы на вопросы к Событию, позволившему и мне, отбросив скромность, причислить себя к великому сообществу личностей с диагнозом: Путешественник.

 

P.S. Таким образом, мы поговорили о семи "симптомах", которые могут быть проявлены в диагнозе: Путешественник:

  • о месте рождения – как некой среде, в которой закладывается склонность к самопознанию;
  • о наставниках – как проводниках в новый социо-культурный слой;
  • об отношениях – как одной из форм диалога культур с помощью которой, путешественники расширяют мощь своего мышления и масштаб мышления человечества;
  • о нацеленности – как ключевой деятельности предназначения и готовности к социальному акту – выбор;
  • о выборе – как социальном акте выбора самопознания через творчество или погружение в инаковую среду;
  • о ценностях – как внутренних установках готовности к самопожертвованию или к упорядочиванию хаоса приоритетов и переходу к выбору нового социо-культурного слоя;
  • о самопожертвовании – как внутренней готовности принестия себя физического в жертву осмысленным ценностям.

Если, после прочтения, вы увидели знакомые симптомы, напишите мне о них и тех, что я не заметил, но которые по вашему мнению могут быть проявлены в Диагнозе: Путешественник.

Краткий фоторепортаж с Международного фестиваля в области путешествий и туризма имени Н.Н. Миклухо-Маклая "Русский путешественник"

С Евгением Голомолзиным, русским путешественником и автором путеводителей, тревел-журналистом, блогером, фотографом

С Людмилой Тягуновой, генеральным директором Центра профессионального менеджмента «Академия Бизнеса»



С Сергеем Филенко, русским путешественником, фотографом, писателем, сертифицированным гидом дикой природы, специалистом и консультантом по выживанию и безопасности в тайге и тундре, реставратором памятников деревянного зодчества


С председателем Тульского отделения Русского географического общества Золотарёвым Олегом



Ваш покорный слуга в готовности к автограф-сессии



За честь сделать селфи с Анатолием Куликом – русским путешественником, конструктором, который осуществил кругосветное путешествие на надувном парусном катамаране собственной конструкции


Полный зал будущих и действующих путешественников


Не без внимания СМИ




С легендарным Владимиром Чуковым – выдающимся полярным путешественником, президентом экспедиционного центра «Арктика» Русского географического общества, почётным полярником, заслуженным мастером спорта СССР




С Игорем Скикевичем – русским парапутешественником-экстремалом, кто изобрел первую в миру подводную инвалидную коляску, совершил одиночную Трансроссийскую экспедицию автостопом в инвалидной коляске, президентом Федерации паратуризма в России


С моим другом и участником экспедиции KON-TIKI II Евгением Штилем – русским путешественником, документалистом, режиссёром, журналистом, одним из создателей Фонда Кругосветных экспедиций







С моим другом и участником экспедиции KON-TIKI II Борисом Романовым – русским путешественником и врачом-анестезиологом 


Звезда Аллеи Славы Путешественников, тронувшая за самое сердце


с Анатолием Куликом – русский путешественник, конструктор, осуществил кругосветное путешествие на надувном парусном катамаране собственной конструкции


с Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем – русским путешественником и прямым потомком известного на весь мир путешественника


Полный зал интереса и внимания к путешествиям.


Особая радость – вручение благодарностей волонтерам и их руководителю Евгении Рудаковой.


Памятное фото с эмоциями

В момент вручения награды Лауреат Международной премии "Русский путешественник" в области путешествий и туризма имени Н.Н. Миклухо-Маклая, в номинации "Стихия воды – исследователь морей и океанов 2017" . Кого то мне не хватает?


А не хватает мне на предыдущем снимке моей команды, с кем готовил фильм и книгу и кто поддерживал меня во время экспедиции KON-TIKI II и в работе фестиваля "Русский путешественник" – Мария Хожаева и Анна Пчелина. Дело в том, что я вырос в то время и в той стране, когда награду получал не один человек, а коллектив. Именно так мы и поступим – разделим приз, который весит несколько килограмм и выточен из дерева, на всю нашу команду!

 

Посмотреть фоторепортаж с фестиваля целиком можно будет вскоре здесь.

Ещё в блоге:

Счастье застывшей культуры
Счастье застывшей культуры

Любой предмет можно увидеть, потрогать рукой, обозначить именем, наделить смыслом. Это легко! А как быть с умозрительными объектами? Например число пять, это что? Как его подержать в руке? Не в смысле пять яблок, а как число. А воображение - можно ли его потрогать? Это будет посложнее. Или вот, например, культура – это что? Как её увидеть? И, можно ли? А изучить ее закономерности сохранения или развития? Сложно!

Читать далее...

Соль величия
Соль величия

Не знаю, чему больше удивляться – тому, что увидел или тому, что узнал? Нет ответа у меня на этот вопрос, но, как человека от примата отличает способность делиться, так и меня тянет разделить увиденное с вами, дорогие друзья и подписчики.

Читать далее...

Знакомство с аяуаской
Знакомство с аяуаской

В любой культуре есть ритуалы, некоторые из них ориентированы на улучшение здоровья, как физического, так и психического... читать о моём опыте

О двойственности и самоидентификации
О двойственности и самоидентификации

Лима, словно узнав, что гости ненадолго, щедро одарила нас событиями дня и встречами, что оставляют следы, по которым наш разум путешествует в прошлом.

Читать далее...