мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Чай как способ передачи культурного кода

Вот уж чего в любой экспедиции должно быть с избытком, так это чая и юмора (как вариант, сойдет кофе и хорошее расположение духа). Но, горячая кружка ароматного чая творит чудеса, особенно за вечерними посиделками и разговорами об увиденном, пережитом и затронувшем.

К слову, ещё в Лиме мне удалось отведать чаёчку перуанского. Понравилось очень! До сих пор в догадках, почему? То ли жаркий день предшествовал знакомству с ним, то ли накопившаяся усталость, требовала расслабления, то ли само название чая, предложенного радушным перуанцем с многозначительным взглядом и словами: «Очень хороший, листовой...».

Мы продолжаем исследования культуры, друзья, которые не так эффективны через тексты или по учебникам, как через проживание. И, нашей целью, по прежнему остаётся желание понять закономерности развития перуанской культуры, во всём многообразии её этносов, организаций, компаний, исторических событий, отдельных людей, фольклора и, поняв эти закономерности, попытаться реализовать лучшие из них уже в своей привычной жизни и работе в России.

Водоворот открывающихся нам картинок набирает скорость вместе с нашими перемещениями по Перу. Живая Параллель, оставив амазонскую сельву:
с обитающими в ней черными и белыми анакондами до 10 метров длиной;
с легендами о грозно рычащем местном тигре Которонго и ядовитой змее Шушумбе, которая ползёт только прямо и поэтому убегая от неё нужно раздеваться и бросать одежду, чтобы она запутавшись в ней, перестала тебя преследовать;
с полчищами черных муравьев, от укуса которых боль сохраняется не менее суток;
с гулом мелких и, видимо от голода, очень кусучих комаров;
с живущими в реке пираньями, из которых варили вкусный суп и милыми взгляду розовыми пресноводными дельфинами, изредка сопровождавшими лодку;
с моногамной (что удивительно само по себе) рыбой пайча, вырастающей до двух метров и 250 кг весом, что стало основанием создания правительственной программы её разведения для дотационного снабжения едой местного населения;
с потрясающе вкусным соком каму-каму, по вкусу напоминающим клюквенный морс и являющемся богатейшим источником витамина С;
с историями о том, как когда то в племени Шипибо, новорожденным привязывали доску ко лбу, чтобы расплющить его для отличия индейца от других племен и рассказом о жутком обряде пишта - обрезание у девочек, которое практиковалось для того, чтобы она не смогла испытывать удовольствие и никогда не изменяла;
с пониманием индейцев Шипибо о том, что люди после смерти возвращаются на землю 108 раз, а если девушки одного возраста выглядят по разному, значит количество возвратов на землю у той, кто выглядит старше, естественно больше;
с верой народа Шипибо в то, что после смерти душа переселяется в другое место и после похорон они смотрят, что в деревне появилось нового и обнаружив... приветствуют душу;
с легендами нашей проводницы Фиореллы из народа Шипибо:
* об озере Яринакоче, образовавшемся из слез русалки от потерянной любви к юноше, которого укусила ядовитая змея... и, дважды пересекая озеро на лодке, мы ощутили всю полноту безрамерного горя этой русалки, а оказавшись под жутчайшим тропическим ливнем, поняли, что время не смогло утешить ее утраты;
* о Ронамуле - девушке, которая влюбилась в собственного дядю и мать-природа, видимо наблюдая их необузданную страсть, соединила их тела в кентавра, чтобы убежав в сельву, они смогли выжить от осуждения соплеменниками и продолжили с наслаждением «скакать» друг на друге вечно. Так и скачут они до сих пор, а мы вынуждены просыпаться ночью от их криков страсти, доносящихся из чащи леса;
* о Якомаме - матери леса, которая уйдёт, оставив лесные племена без способа выжить, если люди будут вырубать лес промышленными масштабами;
* о птичках, которые кричат аяяй-мамА и являются никем иными, как детьми, мама которых умерла, а папа, нашедший себе кокетку, отвел своих детей, по её просьбе, в лес и обманув, оставил их там. Но, дети влезли на высокое дерево, чтобы спрятаться от хищников и осмотреться, а мать-природа, услышав, как самый маленький из них жалобно плачет по маме, превратила их всех в птиц, что до сих пор протяжно кричат в ночных джунглях айяй-мама... айяай-мама...

Обо всем этом и том, что написать нельзя  предстоит множество бесед с фотографиями, что не всегда можно показать в сети, и уж точно... за кружкой горячего чая, хоть и не перунского с листьями коки, но обязательно в кругу людей, кто разделяет то, что развитие это способ существования живого. Что камень не развивается, а культура только и жива своим развитием, воплощаясь в витиеватых орнаментах и контрастных узорах, словно приоткрывая нам разнообразие направлений своего развития, передавая культурный код через поколения и демонстрируя его представителям других культур.

Держим направление на Куско!

Ещё в блоге:

Эффективность средств для кожи

При выборе средства для ухода за кожей, покупатель предъявляет требования в первую очередь к заявленным производителем потребительским свойствам.

Оценка безопасности поставляемой в рынок продукции, без которой реализация невозможна и незаконна, охраняя здоровье потребителя, не гарантирует ему заявленную производителем эффективность. Между тем, давно существует оборудование для экспертной оценки параметров кожи, которое в руках специалистов может быть комплексно использовано для объективной оценки потребительских свойств косметической продукции.

Подробнее...

Священная долина инков и домик за миллион
Священная долина инков и домик за миллион

Инки, воспитывая своих детей, давали им... разнополые игрушки, с детства приучая к различению! Так и мы – экспедиция Живая Параллель, продолжая перуанский этап маршрута, ищем различения в развитии культур, дабы глубже познать собственную.

Читать далее...

Долина реки Балием
Долина реки Балием

Единственное из трех мест на планете, где на экваторе есть снег - гора Ириан-Джая, вместе с другими горами охватывает по периметру долину реки Балием, а меня охватывает чувство переноса в первобытный мир...

 

Особенности клинического течения семейной формы миофибриллярной десмин-зависимой миопатии
Особенности клинического течения семейной формы миофибриллярной десмин-зависимой миопатии

Десминопатия – редкое наследственное заболевание, связанное с мутацией в гене DES, являющееся разновидностью миофибриллярной миопатии. При данном заболевании возможно поражение скелетных, сердечных, гладких мышц, а также диафрагмы. В клинической практике десминопатия представляет собой непростую диагностическую задачу. В настоящей статье рассмотрен клинический случай семейной формы миофибриллярной миопатии с установленной мутацией c.1021A>C (Thr341Pro) в гене DES в гетерозиготном состоянии. Мы представляем семейное исследование в суммарном исчислении более 100 лет с описанием динамики клинических проявлений, морфологических, кардиологических и электромиографических параметров.

Ключевые слова: десмин, DES, десминопатия, миофибриллярная миопатия, мутация, рак, электромиография, сердечная недостаточность.